Михаил Михайлович Бахтин – ($1895 – 1975$) русский философ, последователь постсимволической традиции в культуре серебряного века.
Биография
М. Бахтин своё образование получил в гимназиях Вильнюса и Одессы. В $1913$ году учился в Новороссийском университете, во время учебы перевёлся в Петербургский университет, на историко-философский факультет. Учителями Бахтина выступали Ф.Ф. Зелинский, который привил ему интерес к философии Ницше и эллинизму, Н.Н. Ланге и А. И. Введенский и его кантовский критицизм.
Научная деятельность
Бахтин в своих позициях придерживался строгой науки и противостоял метафизике и русской философии серебряного века, в частности Флоренскому, С. Булгакову, экзистенциализму Бердяева и Л. Шестова.
Творческий путь Бахтин начал со становления и развития единой философской идеи. В период $1910$ – $1920$ годов Бахтин разрабатывал идею создания «первой философии», беспредпосылочного учения о бытии. Это новое бытийственное созерцание в своём основании подразумевало учение, которые в качестве проекта вывело бы из кризиса европейскую мысль и преодолело разрыв между миром жизни и миром культуры. Именно в этом Бахтин усматривал главный порок теоретизма.
Своё учение Бахтин полагал как систему, которая имеет статус не отвлечённой метафизики, а характер нравственной философии.
Бахтин придерживался в своём учении кантовских установок в приоритетности практического разума в процессе построения самообоснованного мировосприятия.
В своей нравственной онтологии Бахтин выделил в качестве главной категории понятие «бытия-события», к которому приравнял понятие «ответственного поступка» человека.
Гносеологические проблемы, вместе с тем, разрешались на интуитивной базе приобщенного к бытию мышления, писал Бахтин в своём сочинении «К философии поступка».
О своём учении Бахтин высказывался как о сенкритическом, которое состояло из этики и эстетики и характеризовал его как философскую антропологию.
Как задуманная система, «новая философия» Бахтина не была реализована, но основные ее положения он выразил в своих разработках.
Модусами единой гуманитарной дисциплины, по Бахтину, выступили культурология, теория литературы, поэтика, металингвистика, которые были направлены на решение фундаментальных проблем бытия.
О культуре
В культурологическом разрезе идеи Бахтина целью явилось концептуальное соединение культурных ценностей с интуицией жизненной актуальности. Это было стремление решить односторонность философии жизни Бергсона, Дильтея и Ницше, а так же философии культуры Риккерта. Бахтин выдвинул их синтез в виде живой ценности, культуры, которая не дистанцированна от бытия, являясь его частью.
В $1920$-е годы Бахтин был заинтересован решением проблемы, касающейся культурной ценности, которая была сопряжена с поиском некой эстетической формы, имеющей статус завершенности, и своей функцией не парализовала бы жизненное содержание. Исходя из этого Бахтин создаёт модель «эстетического объекта», в основе которой находилась «жизнеподобная архитектоника взаимоотношений» автора с героями художественного произведения. Это мысль он отразил в работе «Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве». $1924$ год.
В поздний период творчества Бахтина был ознаменован введением понятия «диалога культур», которое сформировалось под воздействием учения Шпенглера, вместе с тем в своей проблематике обращенное против него.
Если понимать культуру как личность, то Бахтин полагал, что между культурами необходимо должен быть нескончаемый диалог. Шпенглер же придерживался позиции обособленных культур, говорил об их замкнутости друг в друге. В этом Шпенглер проводит параллель между одиночеством человека в мире. Для Бахтина это не было препятствием для общения, как если два чужих человека вели диалог друг с другом. Через диалог культура раскрывает свой смысл и потенциал.