Маргарет Мид (1901 – 1978), американский антрополог, культуролог, психолог, общественный деятель
Преамбула
К сожалению, до сих пор считается, что занятие «большой» наукой - удел мужчин, и женские имена среди известных культурологов мира встретить довольно трудно. Однако среди женщин немало талантливых исследователей и ученых, но их достижения не часто приобретают всеобщее признание. Поэтому значительный интерес представляет судьба женщин, добившихся признания на научном поприще.
Среди таких людей – Маргарет Мид – выдающийся культуролог ХХв. Ее научные интересы – проблемы этнологии, культурной антропологии (как принято назвать ее в США). Огромный интерес в ее работах представляет разработка таких проблем, как семантика детства в разных культурах, семиотика дет ского сознания и поведения. Именно такое направление научных исследова ний позволило выделить культурологию детства в особое направление научного знания. Историческая измен чивость образов детства в разных культурах стали предметом изучения Маргарет Мид. Кроме того ее интересовали проблемы описания культурных ролей материнства и отцовства, были исследованы такие вопросы, как значение пола и темперамента в сек суальных отношениях мужчин и женщин. Не остались без ее внимания и исследование процессов взросления в разных об ществах, а так же влияние сверстников и взрослых на молодежь.
Становление ученого
Родилась Маргарет Мид 19 декабря 1901 г. в Филадельфии. Закончила женский Барнард-колледж, а затем антропологический факультет в Колумбийском уни-верситете. Она слушала лекции таких крупнейших американских этнографов, как профессор Франц Боас, который стоял у истоков создания этого факультета, – знаток языков и культур американских индейцев, известного специалиста в области культуры и религии, этнопсихологии Рут Бенедикт. Круг общения с коллегами-учеными Мид бы широк – это, например, директор Музея антропологии Ка лифорнийского университета, автор многих монографий о культуре А. Кребер и многие другие.
Конгресс в Торонто 1924 года открывает творческую биографию юной Маргарет. По воспоминаниям ученой, то чувство уважения к народам, которые ты изучаешь, невозможность пренебрежительного или высокомерного отзыва о них было привито ей полученным образованием. Материал, опубликованный по результатам своей первой экспедиции (1925-26гг.) на о. Тау (Самоа) стал научной сенсацией. М. Мид доказывала то, что нет в архаичных культурах специфических конфликтов, характерных для подросткового возраста, то есть существующие проблемы молодежи, пресловутый переходный возраст, имеют чисто социальные источники. Сравнительный анализ жизни 3-х племен Новой Гвинеи в 1931-33гг. позволил М. Мид выдвинуть смелую для своего времени гипотезу об относительности норм сексуального поведения, так как сексуальное поведение диктуется культурой. Эта гипотеза оказала огромное влияние на идеологию феминизма.
Одним из самых важных условий экспедиционной работы Маргарет Мид считала изучение местного языка и знание нравов, обычаев и привычек жителей, поэтому ежедневно брала уроки языка, по многу времени тратила на заучивание словаря, а затем практиковалась, «испытывая» свой самоанский язык в общении с детьми. Она ела местную пищу, исполняла все ритуалы вежливости, принятые в данном племени, училась рукодельничать с местными девушками. Результатом этой почти годовой экспедиции стала книга «Взросление на Самоа».
В 1988 г. Вышла книга «Культура и мир детства», опубликованная на русском языке, куда были включены из бранные произведения Мид. Ее работы иллюстрированы фотографиями, позволяющими не только представить как проводилось исследование, но и воспроизвести облик этой удивительной и талантливой женщины.