Понимание техники
В XXI веке нет более противоречивого по отношению к нему явления в культурной жизни как техника. И если в эпоху Просвещения господство человека над природой вызывало восхищение, то сегодня есть немало критиков достижений человечества в этой области.
В науке существует узкое и широкое определение техники. Первое связано только с технико-технологическими характеристиками понятия, типа "это инструментальные средства, используемые человеком в своей деятельности по преобразованию природы". Второе выходит за рамки таких характеристик и трактуется как продукт человеческой цивилизации. Именно такое понимание техники и является спецификой его изучения с позиций культурологии. Она изучает это явление в аспектах «техника – социальное бытие» и «техника – социокультурный мир».
Социокультурные черты
Среди социокультурных черт техники следует выделить следующие:
- это средство преобразования среды, природы и самого человека (восходит еще к мифам – Прометей, научивший людей пользоваться огнем, Дедал создал крылья и под.);
- это посредник между человеком и природой, задающий тип отношения между ними (в дохристианский период человек не выделял себя из мира природы, в христианский стал ее царем);
- это средство, изменяющее самого человека и задающее проблему человека в мире техники (каково место техники в жизни людей, как она включается в различные социальные отношения и под.).
Взгляды ученых
Философское осмысление понятия «техника» принадлежит немецкому ученому Э. Каппу в его работе «Основы философии техники», вышедшей в 1877 году. В ней автор основное внимание уделяет проблеме возникновения и существования техники с позиций антропологии. Теми же вопросами, но с позиций специфики технической науки как особой области знания в системе наук занимается Ф. Дессауэр. С позиций экзистенциализма рассматривали роль техники в развитии культурного пространства известные культурологи М. Хайдеггер, К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет. Л. Гелси, Г. Плесснеру принадлежит взгляд на технику с позиций философско-социальной антропологии.
Видит в технике историческую судьбу современной цивилизации Ж. Эллюль, всматриваясь в нее с социологических позиций. К. Маркс с таких же позиций рассматривает технику, отмечая разрушительной воздействие машин на рабочего. Этические проблемы, связанные с техникой также волновали ученых.
Российские ученые начали заниматься культурными проблемами техники в начале XX века – инженер-механик П.К. Энгельмейер и философ Н. А. Бердяев. Однако революция на долгие годы прекратила исследования в этой области, назвав их идеалистическими. Вернулись к ним только во второй половине XX века, а в 80 – 90-х годах в центре внимания кульутрологов встали проблемы экологических последствий научно-технического прогресса. Исследование техники в качестве многомерного, сложного явления культуры – такая задача стоит сегодня перед культурологами.
Ученых всегда волновал вопрос о происхождении техники. На протяжении длительного времени сложились такие подходы к осмыслению этого вопроса:
- натуралистический подход объясняет появление техники тем, что человек как слабое существо вынужден был производить технические артефакты для своей защиты;
- приверженцы волевого подхода считают, что кроме природного фактора есть еще и некий волевой вселенский, который является источником фундаментальных западных ценностей и технических в том числе;
- рациональный подход в любом случае развитие техники связывает с интеллектом;
- антропологический подход основан на понимании того, что человек не только мыслящее существо (homo sapiens), но и преобразующее (homo faber), поэтому понадобилось придумать и создать технику;
- социокультурный подход базируется на понимании того что социокультурное развитие обусловливает появление и развитие техники.