На принятие управленческих решений по-разному влияют такие составляющие внешней среды, как макроокружение и деловая среда организации.
Макроокруженue – это опосредованно влияющие на организацию факторы, среди которых:
Деловая среда представляет собой те факторы внешней среды, оказывающее на организацию самое сильное влияние. Это: потребители, поставщики различных ресурсов, конкуренты, инфраструктура.
Экономические условия представляют собой уровень развития экономики в целом, конкуренции и рыночных отношений. Состояние экономики характеризуют макроэкономические показатели (валовый национальный продукт, темп инфляции, бюджетный дефицит, безработица, ставки налогов, уровень производительности труда и средней заработной платы). Меняясь, экономические условия влияют на уровень жизни и платежеспособность клиентов, что вызывает колебание спроса и уровня цен, и, как следствие, на и успешность прибыльность организаций.
Политика — это деятельность органов государственной власти, партий и общественных организаций. Принимая важное управленческое решение, руководитель организации должен четко понимать уровень стабильности политической ситуаций, наличие вероятности смены власти или политического лидера. Это помогает выработке верных сценариев развития событий и принятию адекватных решений, позволяющих использовать благоприятную политическую ситуации или, наоборот, избежать значительных потерь из-за ее ухудшения.
Правые условия — это правовые акты и законы, устанавливающие допустимые ограничения деловых отношений, прав, обязанности и ответственности организаций. Правовые факторы являются теми юридическими ограничениями, регулирующими деятельность организации.
Социокультурные факторы представляют собой социальные процессы и явления, которые происходят в обществе и влияют на деятельность организации. Среди таких факторов можно назвать социальную структуру общества, демографические показатели, ценности, традиции, моральные нормы, привычки, стиль жизни общества, психология и предпочтения потребителей.
Технология — это уровень развития и общее состояние науки и техники, которое достигнуто обществом. Технологические факторы влияют на принятие управленческих решений, которые связаны с развитием организации, разработкой новой продукции, совершенствованием различных процессов, внедрением передовых технологий. Руководителю организации следует знать особенности развития фундаментальной и прикладной науки, следить за всеми изменениями в новых технологиях, чтобы использовать их своевременно в своей деятельности для приобретения конкурентного преимущества.
Природно-географические факторы включают все климатические факторы, запасы природного сырья, экологическую обстановку и прочие природные явления. Эти факторы оказывают влияние в вопросах размещении предприятия, технологии производства, качества продукции, способов доставки товаров.
Потребителями являются предприятия торговли, фирмы — производители, дистрибьюторы, частные клиенты. Помимо непосредственно покупателей данная группа включает общество защиты прав потребителей, организации, занимающиеся экологической защитой.
Поставщики— это организации или физические лица, владеющие материальными или природными ресурсами, которые необходимы для функционирования организации.
Конкуренты — это организации или частные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью и реализующие товары на одном и том же рынке.
Инфраструктура — это составная часть деловой среды, обеспечивающая организацию финансовыми, трудовыми, информационными ресурсами и оказывающая ей услуги в области аудита, страхования, охраны, рекламы, консультаций и т.п.
Данная группа факторов внешней среды включает органы государственной и муниципальной, законодательной и исполнительной власти, налоговую инспекцию и полицию, суды и прочие организации, которые выполняют различные функции по государственному контролю и регулированию общественных отношений.