Сосуществование религии и науки
В культуре выделяется два мощных пласта – это религия и наука. Они являются основополагающими и дополняющими друг друга. В каждую эпоху одна из них является доминирующей. Так, в Средневековье в Западной Европе доминировала христианская религиозность и на официальном уровне, и на уровне массового сознания, а в эпоху Возрождения – научный тип миропонимания. Однако это не означает, что во время господства, например, науки религия полностью вытесняется их культуры. Они дополняют друг друга: все ученые Нового времени были верующими. То же самое наблюдается и сегодня. Реальная жизнь культуры показывает сложность взаимоотношений научного и религиозного способа миропонимания. У науки и религии разные способы познания мира.
Сущность религии
Религиозность, в отличие от науки, не требует доказательности какого-то объективного знания, она основывается просто на вере, как особом типе отношения к миру. Она базируется на убеждении в существовании, в развитии, пребывании того, что дается нам в ощущениях, которое называют сверхналичным бытием. Еще, если наука объясняет окружающий мир, его устройство, законы существования и развития, то религия, например христианство, – это скорее морально-этический «свод законов» о том, как жить человеку, в чем смысл его земного существования. Источником религиозного знания считается Откровение – сверхнормальное, сверхъестественное знание, которое дано человеку свыше.
Сущность науки
Наука представляет собой и систему, и механизм получения объективного знания об окружающем мире, который мы воспринимаем с помощью органов чувств и осмысливаем интеллектом, разумом.
Научное понимание окружающего мира покоится на 7 принципах, играющих в этом процессе важную роль. Это:
- принцип объективности, требующий разумного, аргументированного способа получения знания об окружающей действительности;
- принцип детерминизма (причинности*), требует учитывать то, что все события в мире связаны причинной связью; событий, не влекущих за собой материальных последствий, не бывает;
- принцип рациональности, требующий доказательности: научное утверждение только тогда имеет смысл и может быть принято научным сообществом, когда оно доказано;
- принцип воспроизводимости*, требующий того, чтобы любой факт может быть воспроизведен неограниченное количество раз или в экспериментах других ученых, либо в их теоретических доказательствах;
- принцип теоретичности, требующий построения научной теории для представления предмета изучения;
- принцип системности, требующий, чтобы в основе теории лежала система;
- принцип критичности, лежит в основе признания того, что любое научное утверждение не абсолютно.
Итак, для религии интересны смыслы и ценности человеческого бытия, его морально-нравственных устоев. А наука, прежде всего, пытается ответить на вопрос о том, как устроен мир, как он функционирует, развивается. У религии тоже есть вопросы, начинающиеся с как? зачем? почему?, только спрашивают они о том, как я живу? зачем я живу? почему так живу?
Заметим, что религиозный опыт сформировался задолго до научного, и религиозная картина мира благополучно соседствует с научной в сознании человека. Ученые считают, что религию, как и науку, можно понимать в качестве некой символической картины мира, которая упорядочивает культурный опыт другого порядка – отношения к природе, самому себе, социуму.
Великий физик Нильс Бор как-то остроумно сказал, что «человечество сделало два величайших открытия, одно – что Бог есть, второе – что Бога нет». И вполне вероятно, что в каждом из нас уживаются и идеальное, и материальное.