Русский космизм представляет собой одно из наиболее ярких выражений русской культуры. Возникнув как результат разочарования в христианстве в начале минувшего столетия, учение заложило основы формирования единой планетарно-космической культуры человечества $XXI$ в.
Проблемы, поставленные в рамках космизма
Огромное значение космизма для развития русской и мировой культуры обусловлено высокой актуальностью принципиально новых проблем, поставленных в рамках учения, включая следующие:
- формирование космического мировосприятия (К. Э. Циолковский);
- современное нанотехнологическое движение (Н. Ф. Федоров);
- преобразование формальной логики в воображаемую логику Единого (Н. В. Васильев);
- осмысление православной философии (Н. А. Бердяев);
- перекодировка интеллектуального космического инструментария на словесно-семантические, знаковые поля (В. В. Налимов);
- создание биокосмической концепции этногенеза (Л. Н. Гумилев);
- переход человечества на автотрофный культурологический, цивилизационный уровень (В. И. Вернадский).
Таким образом, русский космизм поставил и во многом способствовал разрешению труднейших вопросов онтологии, гносеологии, экономики, политики, образования. Более того, русским мыслителям удалось сформировать стратегическую цель будущего – овладение автотрофными механизмами социальной и природной действительности.
Специфика русского космизма
Специфика русской философской школы заключается в следующем:
- тотальное рассмотрение всех форм жизнедеятельности человека через призму космологических ориентиров;
- органический синтез гносеологических и онтологических представлений с учетом четко выстроенной иерархии космических и земных ориентиров;
- софийная духовность, положительное нравственное начало, выступающее базовым системообразующим фактором космологического единства;
- автотрофность – самоорганизаующее, антиэнтропийное начало, которое служит эволюционным механизмом приобщения человека к Космосу.
Человек как основная категория философии космизма
Центральной категорией философии космизма выступает личность, человек, определение его онтологического статуса, единство человека и Космоса, формирующие единство мира в целом. В понимании представителей русской философской школы человек представляет собой двойственную сущность, в которой представлены природные и социальные аспекты. Социальная сущность в наивысших ее проявлениях – Божественная сущность, соответственно, человек на земле представляет собой не просто индивидуума, но Богочеловека, и задачи перед человечеством стоят вселенские по масштабам.
Отличительной особенностью человека выступает способность к сознательному изменению окружающих форм материи и самого себя. Указанный процесс развития должен осуществляться в соответствии с законами Вселенной, что позволит создать новый идеальный мир, населенный идеальными людьми.
Утопичность космизма во многом обусловлена кризисным периодом исторического развития, трагическими событиями революций, войн, с которыми столкнулась Россия в начале минувшего столетия, что активизировало поиски оптимизации дальнейшего пути исторического развития.
Таким образом, на основании обобщения представлений об эволюции биологических видов, осмысления нравственной аксиологической составляющей православья, русская школа космизма выработала идею всемирной регуляции, предложив ее в качестве практического фундамента исторического движения к духовно и нравственно зрелой социальной организованности.