Есть разные ситуации, когда нарушается равновесие в нормативной системе культуры. Одна из таких форм называется аномией (в переводе с французского ‘беззаконие’). Есть несколько определений этого понятия. Наиболее полно суть этого явления отражено в следующем определении.
Под аномией понимается такое состояние общества, которое отличается разрушением системы культурных ценностей, что обусловлено общественным кризисом, распадом его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства.
В такое время в обществе большая часть его членов намеренно не исполняет принятые нормы, хотя и прекрасно знает их.
Аномией, ее причинами и последствиями занимались многие ученые, наиболее интересные теории высказаны Э. Дюркгеймом и Р. Мертоном.
Теория аномии Эмиля Дюркгейма
В своем труде «Самоубийство» Эмиль Дюркгейм в 1897 году ввел понятие аномии. В этой работе под «аномией» ученый понимал, прежде всего, противоречие, возникающее между солидарностью органической и механической. Нормы, одной личности или сообщества, которые созданы под влиянием естественного развития социума как структуры и /или становления личности, ученый считает органической солидарностью. Механическая солидарность формируется инерционными нормами, порожденными индустриализованным обществом.
По мнению самого Э. Дюркгейма, аномия развивается в результате эволюции капиталистического общества, потому что именно в это время традиционные нормы уже потеряли свою значимость, а новые, буржуазные, еще не были в достаточной степени сформированы и не имели влияния на общество. При этом ученый не считал, что в сформировавшемся индустриальном обществе совсем нет норм, просто в обществе появилось такое количество подсистем культурных норм, что порой человеку сложно в них ориентироваться.
В переломные периоды люди перестают понимать, что общество ждет от них, и затрудняются согласовывать свои поступки и действующие нормы. Прежние нормы уже не подходят, а новые, зарождающиеся, еще не подходят для того, чтобы служить моделями поведения. Количество случаев девиации обычно резко возрастает в такие периоды.
Э. Дюркгейм считает, что девиантное поведение необходимо для общества, потому что оно выполняет две функции: а) адаптивную функцию: через ввод в общество новых идей и проблем девиантность служит причиной обновления и реализацию изменений; б) девиантность помогает сохранить границы между «хорошими» и «плохими» моделями поведения в обществе: реакция на отклоняющееся поведение может укрепить групповую солидарность и прояснить социальные нормы.
Теория аномии Роберта Мертон
Роберт Кинг Мертон, развивая теорию понятия аномии Дюркгейма, предложил стройное учение, по которому она являлась итогом конфликта культурных норм, т.е. конфликтом между официально провозглашенными целями и доступными законными средствами их достижения.
Ученый обращает внимание на то, что аномия возникает тогда, когда члены общества не могут достичь законным путем целей, которые были провозглашены социумом в качестве нравственного закона.
Принципы официально провозглашаемые социализмом – равенство и моральная заинтересованность в труде, капитализм провозглашал цели индивидуальной наживы и материального успеха. А когда большему числу членов социума законные способы достижения этих целей недоступны, тогда они используют незаконные.
Выводы, к которым пришел ученый следующие:
- аномия – это недоступность удовлетворения необходимого приемлемыми для социума способами;
- цели не только не оправдывают средства, но и противоречат им;
- влияние принятых в социуме правил уменьшается практически до нуля;
- приспособление к аномии может происходить при помощи конформизма (принятие целей и средств), инновации, реформизма (принятие целей, устранение средств), ретритизма (неприятие ни целей, ни средств); мятежа (отказ от целей и средств с заменой их новыми целями и средствами).