Культурная политика Казахстана
С обретением независимости одним из пунктов государственной политики Казахстана становится возвращение и сохранение культурного наследия. Сегодня это является актуальной проблемой и имеет большое значение для национального самосознания народа.
Переломным моментом в изучении и сохранении культурного наследия в Казахстане стало выступление президента страны Н. А. Назарбаева, в котором он обозначил дальнейший путь развития страны в экономическом, политическом и культурном отношении.
С целью развития культуры Казахстана был разработан ряд комплексных мер, одной их которых стала программа развития «Культурное наследие». Цель данной программы состояла в развитии образовательной и духовной областей культуры, в изучении, сохранении и использовании культурного наследия страны, материального и нематериального.
Сегодня на территории Казахстана активно проводятся научных исследования различных сфер культуры. Особое внимание уделяется археологии. Ведь не познав прошлого, нельзя познать будущего и сформировать национальное единство и самосознание народа. Организовываются археологические экспедиции, в которых найденные образцы историко-культурных памятников исследуются и экспонируются на различных выставках и в музеях.
Краткие исторические сведения
Территория республики Казахстан богата историческими местами, в которых в соответствии с государственной программой открыты центры исследований. Наиболее значимые экспонаты расположены в Приаралье, в древней дельте Сырдарьи, Жетысу, в Сарыарке, на Мангышлаке, Мугоджарах и Прииртышье.
Найденные памятники культуры являются свидетельством культурного многообразия Казахстана. Это связано с особенностями исторического развития данной территории.
Современная культура Казахстана сформировалась в результате тесного взаимодействия средневековых государств, таких как Западно-тюркский, а затем Тюргешский и Карлукский каганаты, а также государств караханидов, кыпчаков. Столицы этих государств находились на территории современного Казахстана, поэтому казахская культура гармонично синтезировала в себе традиции земледельцев и кочевников, городскую культуру и культуру степи.
Временной отрезок VII–XII веков является для культурно-исторического развития Казахстана самым значительным. В это время бурно развивается культура в целом и архитектура, в особенности.
Стремительно растут города, в результате чего повсеместно распространяется новый тип сооружений, который в последующем становится узнаваемым национальным элементом. Архитектура вступает в гармоничный симбиоз с прикладными искусствами, возникшим в результате возрождения античных традиций.
Архитектура и зодчество Казахстана
С помощью археологических раскопок и их изучения было установлено, что период X–XII веков был временем оседлого земледелия Средней Азии и Казахстана. На этом этапе культура Казахстана процветала. Бурно росли города, которые являлись культурными центрами, в них развивались ремесла, наука, искусство и архитектура.
Памятники зодчества – это источник богатейшей информации о жизни создавшего их общества. Национальные особенности казахского зодчества заключаются в четких простых, сферических или конусообразные формах.
В Казахстане сегодня находятся мавзолеи, которые являются уникальными памятниками культуры и истории и представляют собой архитектурно-художественную ценность. Это Айша-Биби и БабаджаХатун на территории села Головачевки. Эти строения дошли до нас практически в первозданном виде, сохранили национальное своеобразие орнаментальных мотивов и композиции.
X–XII века – это и пик расцвета декоративного искусства Казахстана. Памятник Айша-Биби хранит в себе орнаментальные сокровища архитектуры Казахстана - ключ к пониманию традиционных форм, принципов эволюции и сочетания отдельных орнаментальных мотивов.
Городище Кулан - памятник средневековой культуры. Этот город существовал с VII до начала XIII веков. В результате археологических раскопок была установлена территория города, частично восстановлена информация о его строениях: цитадели, средневековых замках и усадьбах с хорошо продуманной планировкой и толстыми стенами. Ученые в архитектуре и технике строительства обнаружили характерные для Средней Азии и юга Казахстана VII–VIII вв. черты.
Также учеными было обнаружено, что на месте современного города Тараза некогда, а именно в эпоху Средневековья, существовал один из крупнейших средневековых городов Казахстана. Византийские источники фиксируют первое упоминание о нем в конце VI в. Но поселение на этом месте существовало уже в I веке н.э. Тараз, расположенный на караванном пути, был укрепленным торговым городом. Наиболее активно город развивался в период в XI–XII века. Город обладал высокой степенью благоустройства: в нем были мощеные улицы, обустроена система водоснабжения, возведены бани.
Бани средневекового времени играли важную роль в жизни людей. В банях не только мылись, но и просто отдыхали, вели деловые переговоры, играли в шахматы и нарды. На Востоке популярность бань была очень велика. Бани считались общественными центрами.
В монгольский период развивалось мемориальное зодчество. Изменилась композиция, архитектурные формы. Вызывают особый интерес дошедшие до нас мавзолеи и мазары. Широкую известность приобрели мавзолеи Жошы-хана и Алаша-хана (близ Жезказгана), относящиеся к ХIII веку. Их высокое строительное искусство и декоративное убранство вызывают восхищение.
Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО
Казахстан проделал огромную работу по восстановлению и изучению своей культуры. В результате исследовательской и археологической работы было обнаружено три наиболее значительных культурно-исторических объекта, которых были включены в состав списка всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди них – Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясcави. Проникновение на территорию Казахстана мусульманской религии было ознаменовано строительством мечетей, медресе и мектебов. По всей территории Казахстана ислам распространился к XIII–XIV векам. Образцом поминальной мечети являются мечети-мавзолеи Ходжа Ахмеда Яссави (XIV в.) в городе Туркестане, Баба-Ата (середина XIX в.) в одноименной местности и Арыстан-Баба, находящийся около развалин древнего городища Отрара. Последний памятник, неоднократно подвергавшийся разрушению, в ныне существующем виде был построен заново в начале XX века.