Период позднего Средневековья охватывает $XV – XVII$ вв. и содержательно совпадает с Реформацией и эпохой Возрождения, знаменует собой заключительный этап существования феодализма, подготовку социально-политических и культурных предпосылок для его слома.
Становление гуманистической идеологии как оппозиции теоцентризму Средневековья
На данном этапе интенсивно развиваются города, отмечается рост товарно-денежных отношений, что формирует новые потребности в труде свободных работников. Универсальным отражением новых общественных потребностей стала гуманистическая идеология Возрождения, которая противопоставила средневековому теоцентризму и аскетизму веру в могущество человека, желание преобразовать мир на началах человечности. Идеи гуманизма легли в основу новой науки и философии, литературы, искусства, общественной мысли, подорвав прежнее могущество католической церкви.
На протяжении столетий церковь играла ведущую роль в социально-политической жизни стран Европы, выступала мощным институтом, регулирующим все аспекты человеческой жизнедеятельности, однако, постепенно она полностью отошла от христианских ценностей, аскетизма, добродетели. Возникнув как движение униженных и бедных, гонимых и порабощенных, христианство в эпоху Средневековья достигло своего абсолютного светского могущества, которое привело ее к нравственному, внутреннему разложению. Именно алчность, жадность и властолюбие представителей церкви породило мощный протест, отражавший широкие общественные настроения. Таким религиозным протестом стала Реформация.
Реформация как отражении общественных настроений
Реформация ознаменовала обновление церкви и общества, ознаменовала рождение нового мировоззрения.
Начало событий этого периода датируют 31 октября 1517 г., когда на дверях церкви появились тезисы никому не известного монаха Мартина Лютера, осуждающие продажу индульгенций
Индульгенции – церковные грамоты об отпущении грехов. Изначально отпущение грехов осуществлялось за «богоугодные» дела, участие в Крестовых походах, паломничества к святым местам, пожертвования в пользу церкви. С развитием торговых отношений церковь стала продавать индульгенции за деньги, превратив данную практику в важнейший источник дохода.
Продажа индульгенции вызывала повсеместное осуждение верующих, рассматривалась как доказательство кризиса церкви, поэтому взгляды Мартина Лютера, его призывы к возвращению церкви к принципам первоначального христианства вызвали живой отклик в общественных массах. Теолог осуждал само деление общества на духовенство и мирян, поставил под сомнение роль церкви как посредника между Богом и человеком. По сути, под влиянием идей Лютера, осуществляется зарождение нового понимания христианства как бескорыстной устремленности к добру. Служение Богу, согласно новой мировоззренческой парадигме, представляет собой усердное выполнение мирской работы, трудолюбие.
Новое понимание христианской веры как непосредственной связи Бога и человека, сильный удар по католической церкви как политическому и духовному оплоту феодализма, ограничение авторитета церкви в делах нравственности и веры, защита высокой ценности труда, его религиозное освещение – все это далеко не полный перечень положений Лютера, заложивших основу культуры раннебуржуазного общества.
Контрреформация как культурный феномен позднего Средневековья
Успехи Реформации заставили католическую церковь прибегнуть к преобразованиям, поиску путей восстановления былого могущества. Оправившись от первых ударов, она начала собирать силы для борьбы с протестантизмом. Эта борьба получила название Контрреформации.
Контрреформация – организованное папством церковно-политические движение в защиту величия и святости католической церкви ($XVI – XXII$ ст.).
Реализация контрреформации включала ряд мер по реформированию церкви, стала причиной череды кровопролитных жестоких конфликтов, охвативших Европу.
Таким образом, период позднего Средневековья стал этапом подготовки к слому устоявшейся феодальной системы, временем формирования обновленного мировоззренческого мировосприятия, гуманитарной идеологии. Противоборство нового и старого миров, теоцентризма Средневековья и гуманизма Возрождения нашли свое отражение в культурных феноменах Реформации и Контрреформации.