Понятие и характеристика идола
Идолопоклонство возникает на фундаменте первобытной религии, которое представляет собой совокупность верований, связанных с многобожием.
Идол – кумир, предмет слепого поклонения, религиозное изображение. Это воплощение сверхъестественных сил.
В греческой этимологии под идолом понималось изображение, позднее оно приобрело образ того, чему поклоняются.
Это материалистическое изображение языческих богов, которые изготовлялись из камня, дерева, глины. Изначально идолы изображались в виде животных, затем они приобрели вид людей.
Каждый идол имел своё жилище, поэтому для них отводили свои священные места – храмы. Самые мудрые и почитаемые жители племени подносили своим идолам жертвы, чтя их силу и могущество. Таких людей стадии называть жрецами, колдунами, шаманами. Они совершали обряды, молились и общались с богами.
Особенности идолопоклонства
Идолопоклонство – религиозный культ, который подразумевает под собой поклонение какому-либо идолу, в монотеистической религии расцениваемое как «подмена поклонению истинному Богу».
Идолопоклонство, как пишет Э.Тайлор, связывается с верой в духовное существо, и, таким образом, является ветвью анимизма. Вместе с тем оно приближается к фетишизму, когда кумир по своим характеристикам близок к вещественному предмету, который пригоден для духа.
С точки зрения вселения духов идол должен иметь в себе характер изображения и фетиш.
Первые идолы, которые сотворил человек, не казались своему творцу живыми и деятельными предметами. Изначально идолы были изображением какого-либо духовного существа и создавались с целью напоминания.
В процессе эволюции в умах идолопоклонников возникло стремление отождествлять идол, который отражает духовное существо, с живым существом, могущественным, что в дальнейшем сформировало учение о возможностях и проявлениях его силы. В прямом смысле слова, идолопоклонничество понимается как поклонение изображениям богов.
Идол – воплощения богов в виде конкретных образов, идолопоклонством считает отношение благоговения к ним, сопровождающееся культовыми действиями.
Нет однозначности в том, почитается ли изображение как нечто священное, имеющее сущность бога или же идол является символом невидимого существа.
У народов с наименее развитой культурой не было обычаев делать идолов. Эти изображения стали возникать на более развитой стадии культуры, которая подразумевало в себе более усложнённый вид ритуалов, наращивание мастерства, который давал возможность создавать такие изображения.
Идолы индуистского пантеона изготовлялись в той художественной манере, которая господствовала в том периоде, играя функцию украшения религиозных мест.
Идолы появлялись только тогда, когда появлялась индивидуализированность богов, когда они становились персонифицированными. В процессе изготовления идола было необходимо и то, чтобы его черты имели своё отражение в изображении, что увеличивало индивидуальные особенности божеств.
Каждый идол имел свой алтарь, который устанавливался в его святилище. К алтарю почитатели идолов приносили свои дары и жертвы.
Как таковое, идолопоклонство не читалось религией, оно было неким комплексом взаимоотношений и практик в рамках масштабной теологической системы и ритуалов.
Семитские религии (Ислам, иудаизм) налагают запрет на создание идолов и идолопоклонничество