Общие замечания
Хронологические рамки эпохи Возрождения определить достаточно сложно, в связи с неоднородностью этого явления. Наиболее распространенной является периодизация, выделяющая Проторенессанс (XII-XIVвв.), Раннее Возрождение ($XIV-XV$ вв.), Высокое Возрождение ($XV-XVI$ вв.). В связи с раздробленностью Италии Итальянское Возрождение – это ряд движений, либо чередующихся, либо одновременных, происходивших в разных центрах Италии.
Первоначально термин Возрождение (Renissance), введенный в обиход итальянцем Джоржо Вазари, означал время возрождения античности, которая представлялась ему идеальным образцом. Однако со временем смысл термина значительно расширился, он стал означать гуманизм, включавший стремление человека к свободе от ограничений католической церкви, охлаждение к христианской этике, зарождение национальных литератур, отделение науки и искусства от богословия.
Основы мировоззрения итальянского Ренессанса
Основной причиной ориентации на человека, его независимости и самоутверждения стала городская культура, так как именно в городе в наибольшей степени проявляются все достоинства нормальной обычной жизни, в отличие от крестьян, горожане более независимые люди, они в прошлом были также крестьянами, но, переселившись в город, стали мастерами, ремесленниками, живущими своим мастерством. Число городских жителей увеличивалось также за свет предприимчивых людей, которые полагаясь только на себя, формировали новое отношение к жизни.
Расцвет городов Италии был связан еще и с тем, что, соперничая между собой, они начали активно участвовать в транзитной торговле. Средичерноморье в $VIII-IX$ вв. вновь становится местом пересечения торговых путей, и от этого приморские города Италии, не имевшие достаточных природных ресурсов, получали хорошую выгоду. Городская культура формировала новых людей и создавала ту среду, в которой рождались великие идеи и прекрасные произведения, в которых эти идеи отражались.
Новое миропонимание требовало мировоззренческой опоры. Этой опорой стала античность, и не случайно, так как итальянцы были наследниками ушедшей античной (римской) цивилизации. Однако это не было слепым копированием образцов и идей античности.
Мыслители Возрождения видели в ней только то, что хотели видеть, что отвечало их мироощущениям, поэтому они творчески относились к культурному наследию древности. Так, например, в эту эпоху интеллектуальной переработке подвергся неоплатонизм, получивший особое распространение в эпоху Ренессанса. Эта философская концепция, в основе которой лежала идея эманации (исхождения) божественного смысла, наполнения мира божественным смыслом, была близка философам Возрождения, потому что Бог представлялся ближе к человеку, был слит с миром и одухотворял его.
Одной из главных мировоззренческих задач эпохи Возрождения становится постижение человеком мира, который наполнен божественной красотой.
Культура итальянского Возрождения
Культура Возрождения имеет ярко выраженный художественный характер. Работа человеческих чувств является самым лучшим способом постижения Божественной красоты, а потому в эпоху Ренессанса особый интерес возникает к визуальному восприятию, что, в свою очередь, приводит к расцвету пространственных видов искусства – скульптуры, архитектуры и живописи, которые дают возможность наиболее точно запечатлеть Божественную красоту.
Однако нельзя не отметить противоречивости эстетики Возрождения, где радость самоутверждения удивительным образом сочетается с трагизмом мироощущения, что явилось результатом взаимодействия и взаимовлияния двух тенденций -античности и католицизма, столкновению античных и христианских начал, ставшему причиной глубокого раздвоения человека в эпоху Возрождения.
Опора художников на достижения эпохи античности, с одной стороны, и их устремленность в высший мир, открытый Христом, с другой, не совпадали, и это приводило к трагическому мироощущению.
Итальянское Возрождение представлено в мировой культуре целой плеядой блестящих деятелей:
- писателей и поэтов – Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Бокаччо, Лоренцо Валлу, Пико делла Мирандола;
- живописцев и архитекторов - Джотто ди Бондоне, Филиппо Брунеллески, Донателло Донато ди Николло ди Бетто Барди, Мазаччо Томмазо ди Джованни ди Симоне Гвиди, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонароти, Джорджоне, Тициано Вечеллио ли Кадоре, Рафаэль Санти, Якопо Тинторетто и др.