Общие замечания
Эпоха просвещения, которую еще называют «веком разума» и «золотым веком утопии», уложилась всего в 100 лет. В других приведенных обозначениях описываемого времени отражаются основные его черты. Эта эпоха по праву считается одной из самых ярких, наряду с Возрождением, В Европе по развитию философии и духовной культуры.
Просветители провозглашали главенство разума в деле изучения окружающего мира. Наука выходила на первое место и становилась не только прерогативой узкого научного сообщества, но и остальных людей.
Еще одной особенностью идеологии Просвещения являлся деизм, т.е. представление о боге как великом механике и о мире как об огромном механизме, т.е. господь создал вселенную, а потом она начала развиваться по законам, которые вполне поддаются изучению.
И третья особенность идеологии – это главенство воспитания и образования в формировании человека. Просветители считали, что только среда формирует человека, поэтому изменив среду и сделав образование воспитывающих гуманистов, можно через два поколения строить идеальное общество.
Итак, равенство всех перед законом, победа разума и исторический оптимизм – это основные идеологические особенности эпохи просвещения.
Национальные особенности эпохи Просвещения
Античная философия и философия ренессанса лежат в основании идеологии просвещения. Вообще Просвещение принято рассматривать по странам – Англия, Германия, Франция – и соответственно по национальным особенностям. Начало формирования идеологии просвещения обнаруживают в Англии.
Специфику английского просветительства видят в лояльном отношении как к церкви, так и к государству. Это было вызвано тем, что уже к началу $XVII$ века в стране была парламентская монархия, а значит и демократическая борьба политических течений и партий, религиозная политика же церкви была гибкой, т.е. она не стояла в оппозиции к просвещению и поддерживала их лозунги.
Кроме того, именно с Англией связывают зарождение прагматизма, по-другому философии выгоды, культом которой были деньги.
Джон Локк считается идеологом английского просвещения, так как в своей основной работе «Опыт о человеческом разумении» он провозглашает основные неотчуждаемые права человека – жизнь, свободу, собственность.
Французская идеология просветительства играла особую роль в духовной жизни Европы $XVIII$ века – Франция была эталоном, всему французскому подражала все европейские государства.
Спецификой французского просветительства, основными представителями которого были Монтескье, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Д. Дидро, считается его политический радикализм, выражавшийся в антифеодализме, антиабсолютизме, оппозиционности существующему строю.
Наиболее радикальной формой радикализма был руссоизм, проявлявшийся в подчинении личности общественным целям и отказом от различных форм государственности.
Спецификой просветительства Германии считается католическое просвещение. В отличие от других стран, в которых борцы с церковью выходили из нее, в этой стране стремились исправить ее изнутри.
Идеологом немецкого просвещения был Эммануил Кант, ученые и философ, который в своей основной работе «Критика чистого разума», поставив знаменитые три вопроса:
- Что я могу знать? (метафизика),
- Что я должен делать? (мораль),
- На что я могу надеяться? (религия),
определив духовные проблемы человека.
Ученый утверждал, что ценность знания определяется тем, насколько они помогают человеку стать человечнее. Мораль учит распознавать добро и зло, а совесть – это способность самоконтроля.