Общая характеристика
Временем быстрого и интенсивного развития Древней Греции считается архаический период, хронологически очерченный $VIII-VI$ вв. до н.э. Именно тогда возникли все предпосылки для последующего расцвета культуры эллинов. Глубокие изменения происходят практически во всех областях жизни. В течение 300 лет в античном обществе происходит переход от деревни к городу, от родовых патриархальных отношений к рабовладельческому строю. Основной формой организации общественной жизни становится город-государство, греческий полис.
Бурное развитие сельского хозяйства способствует расцвету ремесел. Прогресс в экономике требует расширения рынка сбыта, а это приводит к усилению колонизации новых территорий.
Достижения духовной культуры
Однако самых больших высот достигло развитие духовной культуры.
Величайшим достижением культуры архаической Греции, сыгравшим исключительную роль в ее эволюции, стало создание алфавитного письма, которое было разработано на основе письменности финикийцев, однако оказалось значительно проще и доступнее. Изобретение письма дало возможность создать эффективную систему образования.
Это время формирования основных этических норм и ценностей общества, объединяющих чувство коллективизма с утверждением прав индивида и личности, духом свободы. Возникает новый идеал человека, у которого в гармоничном соотношении находятся дух и тело. Этому в огромной мере способствовали Олимпийские игры (776г. до н.э.), которые проводились 1 раз в четыре года, и во время которых прекращались любые военные действия. Человеку, победившему в играх трижды, ставили статую в священной роще возле храма Зевса.
Наука и художественная культура
Архаический период – это время появления в античной культуре основ различных наук:
- философии,
- математики,
- астрономии,
- риторики.
Одним из основателей античной философии и науки является полулегендарный Пифагор, у которого наука, принимающая форму математики, представляет собой уже вполне самостоятельное явление.
В это время развивается архитектура. Ведущий тип постройки в это время – сакральный храм, как обитель бога, самый известный из них – храм Аполлона в Дельфах. Наиболее распространенным публичным зданием становится акрополь.
Создаются основные типы монументальной скульптуры, которые использовались, как отдельно стоящими, так и в виде барельефов для украшения храмов и в качестве надгробных памятников.
Наиболее часто используются статуи обнаженного юноши-атлета и задрапированной девушки, а также скульптуры, изображающие сюжеты из мифологии.
Получает развитие ориентализирующий, или протокоринфский, стиль – одно из художественных направлений в вазописи $VII$ в. до н. э. Этот стиль чернофигурной вазописи, использующий мотивы с изображением грифов, сфинксов и львов, был заимствован из Ближнего Востока и отличался наличием так называемого «страха пустого пространства», когда любой свободный промежуток обязательно заполнялось рисунком. Центром изготовления керамики в этом стиле был Коринф.
Поэзия также переживает свой подъем. В это время создавал свои произведения знаменитый греческий поэт Гесиод. Принадлежащие его перу поэмы «Каталог женщин», «Теогония», представляющая родословную богов, завершили все, что было создано великим Гомером. С его творчеством античная мифология приобретала классический, совершенный вид.
Кроме Гесиода в этот период творили и другие известные нам поэты Древней Греции. Следует отметить творчество Архилоха, который считается основателем лирической поэзии; его произведения полны личных страданий и переживаний, вызванных различными невзгодами и проблемами личной жизни любимца муз.
Особого внимания также заслуживает лирика знаменитой древнегреческой поэтессы с острова Лесбос – Сапфо, оставившей потомкам удивительные произведения, открывающие сокровенные чувства страдающей, любящей и ревнующей женщины.
Творчество еще одного античного автора – Анакреонта, который был певцом красоты, радости, любви и наслаждений, оказало значительное влияние на всю европейскую поэзию.
Широко известным баснописцем Древней Греции был Эзоп, значение произведений которого для жанра басни в мировой литературе невозможно переоценить.