Славянская мифология представляет собой единый массив мифологических воззрений, культов и верований, которые развивались на определенной территории.
Язычество
В древние времена у многих народов распространённой верой было язычество. Каждый народ древности имел своих богов. В отличие от тотемизма и анимизма язычество считалось более развитым и систематизированным явлением.
Каждый бог в язычестве имел свою нишу, предназначение, своё имя и функции. Над всеми богами главенствовал один верховный Бог, который считался всесоздателем.
Об языческих верованиях восточных славян нам повествуют основные письменные источники, данные археологии, этнографический материал, а так же данные сравнительно-исторического языкознания.
Из древнерусских летописей, которые выступают наиболее компетентными и интересными, мы можем узнать о некоторых языческих верованиях, которые были представлены в контексте христианской Руси. Бесценным материалом является летопись «Повесть временных лет», новгородские летописи, Софийская летопись, житии Владимира.
Самой древней формой праславянской религии считается культ сил природы, который представлен лешими, водяными, домовыми, русалками.
Религиозные представления славян основываются на базе индоевропейской мифологии, поэтому в язычестве славян играет немаловажную роль индоевропейский пласт, но с момента обособления славянского народа от индоевропейских общностей и до момента крещения Руси они претерпевали значительные изменения и встраивались в культуру народа.
Есть мнение, что из индоевропейской мифологии славяне переняли известный пантеон языческих богов:
- Перун – бог грозы, боевой силы
- Велес – бог скота и потустороннего мира
- Ярило – бог солнца
- Стрибог – божество, символизирующее бога-отца
- Мокошь – богиня земли
- Даждьбог – солнечное божество
Своих божеств славяне изображали в виде каменных и деревянных скульптур, что говорит о культе идолопоклонства. Отличительной чертой идолов древнеславянских народов была грубость и простота в изображении богов, так же идолы восточных славян отличались многоголовостью – поликефалией.
Для поклонения богам восточные славяне организовывали открытые святилища – капища, в роли храма обычно выступал лес, чаща, какие-либо постройки у восточных славян не были обнаружены. На капищах проводились ритуалы и поклонения божествам, типичным атрибутом всех капищ был костёр.
Кроме идолопоклонства восточные славяне, так же как и балты и фино-угорские племена, поклонялись священным камням-валунам.
Жречество
По мнению В.В. Седова, восточнославянский князь, вождь племени объединял в себе военные, административные и религиозные обязанности, что типично для военной демократии.
Исходя из исторических источников жречество у восточных славян не было сильно развито и находилось в стадии оформления, в конечном итоге, она была прервана с приходом христианства.
Если жрецы и были, то в небольшом количестве, вместо них имели место быть колдуны, знахари, гадатели, которых называли единым словом – волхвы, ведуны. К их основным задачам относились знахарство, лечение, заговоры, ритуалы, бытовая магия, любовные приговоры, защита, гадания, предсказания.
Культ предков
Культ предков был представлен в виде славянского погребального обряда. После тризны умершего клали на костер и сжигали, его прах складывали в сосуд и весили на столбе у дороги, символ границы миров. Общей традицией для всех восточных славян была трапеза на поминках.
Все восточнославянские праздники были связаны так или иначе с культом умерших предков, о которых вспоминали на рубежных моментах года – Святках, в Чистый четверг, в Семик и перед Дмитриевым днем.