Чтобы начать рассматривать проблему места и роли России в мировой культуре, с учетом ее своеобразной специфики, истории, культуры, государственности, классически обращаются к известной позиции Запад-Восток. Вне зависимости от исходных значений этой схемы, Россия рассматривается либо как принадлежащая Западу, либо как принадлежащая Востоку, либо как вовсе самобытный элемент, выходящий за все определения Запада и Востока.
Представления о месте России в мировой культуре
- Последний вариант предлагает несколько самостоятельных вариантов, таких, которые рассматривают Россию, колеблющуюся между Востоком и Западом, по мнению Г.В. Плеханова,
- Бердяев рассматривал Россию в качестве великого Востоко-Запада или Запада-Востоком,
- Вл. Соловьев формулировал предсказания великой роли и миссии России в процессе объединения Востока и Запада или представлять Россию в качестве «третьей силы», независящей ни от Запада, ни от Востока, но образующей свой своеобразный мир, сопоставимый с Западом и Востоком.
Первым, кто затронул проблему взаимоотношения России и Запада был П.Я. Чаадаев в труде «Философические Письма», где он выразил мнение, что русскйи народ никогда не шёл вместе с другими народами и не принадлежал ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и поэтому он не имеет традиций ни того, ни другого. Россия стоит во времени.
Полемика между западниками и славянофилами
Чаадаев инициировал полемику между западниками и славянофилами. А. Григорьев писал о его влиянии, оно:
«было тою перчаткою, которая разом разъединила два дотоле если не соединенные, то и не разъединенные лагеря мыслящих и пишущих людей. В нём впервые неотвлеченно поднят был вопрос о значении нашей народности, самости, особенности, до тех пор мирно покоившийся, до тех пор никем не тронутый и не поднятый».
Полемика западников и славянофилов сформулировала попытку встроить историю и культуру России в масштабы всемирно-исторического духовного наследия.
Западники настаивали на том, что Россия тяготеет к европейской культурной и исторической традиции.
Славянофилы полагали Россию в качестве самобытного и уникального мира, духовного образования, которая случит одной великой цели - воспринять и сохранить христианскую истину. Поэтому они крайне резко противопоставляли Россию Западу.
К.Н. Леонтьев предложил третий вариант пути России в мировой культуре, создав концепцию «Византизма». Он выступал приверженцем церковности, монархизма и сословной иерархии, выстраивал линию «византизма». Леонтьев считал необходимым союз России с другими странами Востока, который служил гарантом мира, против революционных катаклизмов.
Весь $19$ век был подвержен и охвачен одной идеей того, что Россия глубоко и принципиально отлична от мировой культуры и истории Запада. Вместе с тем, появлялись идеи Евразийства, которое считало, что Россия может выступать важным мостом между Западным и Восточным миром, поскольку именно она сочетает в себе черты как первого, так и второго мира.
Таким образом, все рассуждения о том, какое же место Россия занимает в мировой культуре, как правило, приходят к одному мнению, что Россия имеет исключительную историю и культуру, которая никак не может быть сведена ни к Западу, ни к Востоку. В связи с ее особым географическим положением можно смело сказать, что у нее имеется уникальный исторический путь развития и особая миссия в культуре всего человечества.
Характерным и ключевым свойством русской культуры является сочетание в себе как западных, так и восточных элементов культуры, которые предопределяют путь ее становления, который выражается в борьбе традиций и новаторства, консерватизма и тенденций.