Иго Золотой орды – тяжелое испытание для всей культуры Руси.
Одной из существенных причин завоевания Руси чужим народом была ее раздробленность и междоусобица князей из-за территории и власти. В результате татаро-монгольского нашествия многие города, памятники, достопримечательности, культурные достояния, храмы, церкви, соборы были подвержены уничтожению, сожжению, разграблению, выдающиеся мастера искусства и ремесла взяты в плен или убиты, прервались связи передачи и восприятия наследия культуры.
В историческом периоде Руси монголо-татарского нашествия $13$ - $15$ вв. выделяют два этапа:
- С $1240$-го года до середины 14 века. В это время отмечается существенный упадок всех областей культуры
- Вторая половина $14$ века – новый этап, характеризующийся подъемом национального самосознания, восстановлением культурной традиции.
Первые десятилетия с начала татаро-монгольского ига культура и искусство пребывали в состоянии шока и упадка. Деревянные сооружения того периода почти не сохранились, никаких памятников не осталось. Ремесла так же временно перестали служить своим целям или приостановили своё дело на долгие годы, такие виды прикладного искусства как перегородчатая эмаль, чернь, резьба по камню и дереву, стеклоделие были заброшены, а какие-то техники утеряны.
Но не смотря на все тяжести, которые принесли с собой завоеватели, культура Руси смогла трансформироваться и развиваться в различных направлениях.
Просвещение. Литература
В этот период на Руси продолжило свой путь просвещение и книжное дело, распространялась грамотность и образованность, которую поддерживали княжеские дворцы, монастыри, торговые города. Детей начинали обучать с семи лет чтению, а позже – письму. При раскопках Великого Новгорода было найдено большое количество берестяных рукописей, относящихся этому периоду.
С переходом на бумагу дало возможность книгам стать доступнее, что повлияло на рост библиотек к $15$ в. До нашего времени дошло только около $600$ книг, остальные были уничтожены нашествием. К памятнику литературы того времени относится «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, который совершил путешествие по Волге, Каспию в Персию и далее в Индию.
К ведущему жанру данного периода относится воинская повесть. Весьма патриотично изложена «Повесть о разорении Рязани Батаем», «Слово о погибели Русской Земли».
Литература несла в себе и общую идею культурного и политического единения русских земель, повышая рост национального самосознания и стремления к единому централизованному государству. К этим произведениям относятся циклы о победе на Куликовом поле, «Сказания о Мамаевом побоище», «Задонщина».
Архитектура
К $13$ веку разорённая русская архитектура начало свою возрождение. В основном строительство возобновилось на северо-западе, во Владимирской земле и в Москве. В связи с географическим положением в Пскове была востребована оборонительная архитектура.
К $14$ веку были возведены каменные стены псковского детинца, крепость Изборск. Храмы были выполнены в небольших масштабах из камня. В Москве началось строительство белокаменного Кремля, были заложены соборы Чудова и Симонова монастырей в Москве, Успенский монастырь в Коломне.
С момента победы на Куликовом поле каменное строительство развернулось в полную силу по всему государству.
Живопись
Живопись $13$-$15$ вв. было представлено в виде продолжения линии искусства в домонгольский этап Руси. Из-за изоляции Руси от Византии и феодальная раздробленность появился большой импульс для роста областных особенностей искусства. Так возниклы школы живописи:
- ростовская,
- новгородская,
- тверская,
- московская,
- псковская,
- вологодская.
В $14$ веке отмечен расцвет монументальной живопись в Новгороде, на которую повлиял выдающийся живописец Феофан Грек. К его творению относится роспись церкви Спаса на Ильине.
В героических и отважных условиях борьбы от завоевателей, русская культура смогла пережить трудности и настроить русское национальное самосознание на путь освобождения, объединения.