В наиболее общем виде под культурой понимается исторически сложившаяся система способов, результатов развития сущностных сил личности, функционирующая в целях удовлетворения потребностей, интересов личности, отдельных сообществ, всего глобального социума.
Следует отметить, что культура оказывать столь же сильное воздействие на творение человека, как и человек на творение культуры.
Сферы реализации человекотворческой функции культуры
Наиболее ярко человекотворечекий потенциал культурной модели находит свое отражение в процессах воспитания, образования и социализации. Именно в процессе реализации указанных процессов осуществляется формирование личности во всей полноте ее качеств и свойств.
В сфере искусства благодаря человекотворческой функции осуществляется культивирование эмоциональной компоненты человеческой духовности.
Сложно переоценить мораль как сферу культуры в процессах формирования отношений между людьми, восприятия личности другого и обеспечения, таким образом, способности индивидуума взаимодействовать с другими.
Другими словами, антропологическая сущность культуры находит свою репрезентацию в каждом аспекте бытия, созданном в ее рамках.
Социализация как механизм реализации человекотворческой функции культуры
Формирование личности, ее особенностей осуществляется в процессе социализации, интеграции личности в общество, адаптации к его требованиям. Основными институтами социализации выступает семья, система образования, СМИ, социально-природное окружение, как таковое.
Следует отметить, что понимание сущности, особенностей, механизмов повышения эффективности протекания процессов социализации в современной научной литературе существенно отличается в концепциях различных исследователей.
В наиболее общем виде под социализацией понимается процесс, при реализации которого индивид усваивает групповые нормы и ценности; процесс включения индивидуума в систему социальных отношений, усвоения культурных норм и социальных ролей.
Указанный процесс продолжается на протяжении всей жизни личности, носит как организованный, так и хаотичный, энтропийный характер, в результате чего индивид накапливает экзистенциальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становится личностью, вступающей в многочисленные взаимодействия в этом обществе.
Результатом эффективной реализации социализации выступает социализированность личности – сформированность характеристик, свойств личности, задаваемых социальным статусом и требуемых обществом на конкретном этапе исторического развития.
Инкультурация как механизм реализации человекотворческой функции культуры
С процессом социализации тесно связана инкультурация личности.
Под данной категорией в современной научной литературе понимается процесс приобщения личности к обычаям и традициям, существующим привычкам, аксиологическим модусам и поведенческим паттернам, свойственным для данной культуры.
В узком смысле под данным процессом понимается целенаправленный процесс приобщения ребенка к культурным ценностям, в широком – процесс усвоения норм культуры личностью, который длится на протяжении всей жизни индивидуума, может носить целенаправленный или энтропийный характер. В широком понимании термин может относиться к иммигрантам, которые сталкиваются с необходимостью адаптации к новым культурным реалиям, использоваться в контексте исследований культурных контактов, культурных трансформаций.
Таким образом, человекотворческая функция выступает одной из наиболее актуальных в структуре функционального потенциала культурной модели, обеспечивая процессы личностного развития, формирования ее уникальных качество и характеристик. Реализация человекотворческой функции культуры осуществляется в процессах социализации, инкультурации, воспитания и образования.