Под экзистенциализмом в современной научной литературе понимают:
- особое направление развития философской мысли $XX$ столетия, акцентирующее внимание на уникальности человеческого бытия, провозглашающее его крайний иррационализм;
- своеобразную философию существования;
- особое культурное движение, запечатлевающее глубокое духовное и эмоциональное измерение личности в сложных, кризисных ситуациях.
История происхождения термина
Одним из первых термин «экзистенциализм» ввёл К. Ясперс в 1931 году. В своих работах Ясперс указывает на становление истоков нового философского течения в работах выдающегося датского протестантского мыслителя и философа С. Кьеркегора, концепция «страха и трепета» которого акцентировала внимание на пограничных состояниях личности, иррациональности бытия.
Сущность учения
Философия существования подвергает критике технический прогресс, способный существенно оптимизировать процессы производства, различные аспекты жизнедеятельности личности, однако, не способный объяснить присущие человеку чувства «страха и трепета», безысходности, отчаяния, фрустрации, придать упорядоченность, смысл неустойчивой и неустроенной человеческой жизни.
По своей сути экзистенциализм выступает иррациональным протестом против догматизма рационального Просвещения, основывающегося на разграничение субъекта и объекта, на принцип разделения мира на объективную и субъективную сферу. Экзистенциалисты исходят из понимания целостности личности, единства ее проявлений в субъективной и объективной сферах.
Одну из центральных позиций в философии экзистенциализма занимает проблематика свободы выбора, которая понимается как наличие возможностей предпочтения личностью лишь одной из ризоматического множества возможностей.
Экзистенциальное понимание личности
Основной категорией философского направления является экзистенция – личность, человек, который понимается не как статистическая единица, категория, но как живая, постоянно меняющаяся сущность, живущая сегодня и сейчас, постоянно обогащающаяся экзистенциальным опытом выживания и перманентно меняющаяся под влиянием этого опыта.
Понимание сущности бытия человека выступает центральной категорией учения. Личность в рамках экзистенциализма представляет сущность, наделенную свободой выбора, постоянно развивающийся проект, который несет полную ответственность за результаты сделанного выбора.
Самопознание, осознание себя в качестве живущей, мыслящей и чувствующей экзистенции представляется возможным в кризисной, сложной ситуации, «пограничном состоянии», в котором мир становится для личности «интимно близким», значимым, ценностным.
Сохранение человеческого в человеке требует постоянного, перманентного переживания кризиса, тревоги, страха, ответственности за собственные поступки и действия.
Страх в экзистенциализме – нечто большее, чем человеческая эмоция, чем простое переживание, вызванное внешними факторами, раздражителями. Это – нечто не поддающееся описанию и пониманию. Зачастую человек не может сказать, что именно его страшит, но испытывает непонятную тревогу, противостоять которой он не в силах. Этим он отличается от боязни, которая всегда имеет источник, исчезает в ситуации устранения внешнего фактора, вызвавшего опасения.
Страх помогает вытянуть человека из бездумного, неосознанного существования, пустого проживания жизни. Необъяснимая природа страха потрясает человека, позволяет ему абстрагироваться от реалий социально-природной окружающей среды, взглянуть на себя по-новому, способствуя осознанию окружающего мира и своего места в нем.
Таким образом, экзистенциализм представляет собой уникальное философское направление прошлого столетия, в центре внимания которого – человек, его эмоциональная, чувственная, иррациональная сфера.