Несмотря на то, что эпоха экспрессионизма длилась относительно недолго в историческом плане (с середины 1900 до начала 1930-х гг.), она охватила самые различные сферы творческой деятельности, ознаменовала вступление немецкой культуры в $XX$ столетие, подарила миру плеяду блестящих поэтов, художников, музыкантов, композиторов. Возникновение нового художественного метода, нового типа художественного познания связано с общемодернистским стремлением к переоценке системы ценностей, обусловлено кризисным, переломным моментом исторического развития на стыке $XIX$ – $XX$ ст.
Причины развития экспрессионизма
В современной научной литературе под экспрессионизмом понимается художественное течение эпохи модернизма, интенсивно развивающееся в первые десятилетия $XX$ столетия.
Представители экспрессионизма стремятся не столько к воспроизведению действительности, сколько к отражению в рамках художественного произведения эмоционального состояния автора.
В широком смысле к экспрессионизму могут быть отнесены все произведения, отражающие сильные эмоции художественными средствами, причем, отображение эмоционального переживания выступает главной целью создания произведения.
Практически все исследователи отмечают, что экспрессионистский «взрыв» стал ответом на Первую мировую войну, многочисленные революционные события и гражданские противостояния, обнажившие низменные стороны человеческой натуры, подорвавшие веру в гуманистические ценности. В сложившейся на рубеже столетий ситуации сама объективная реальность была иррациональней любого гротеска, а понятие гуманизма стало предметом глумления. Ужас перед воцарившимся хаосом, ощущение катастрофы, осознание собственной конечности – все это пронизывает творчество экспрессионистов.
Экспрессионизм в живописи
Развитие экспрессионизма в живописи изначально осуществляется в русле постимпрессионизма, который первым открыл новые экспрессивные возможности линии, формы и цвета, перенес на полотно субъективные переживания.
В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу художников «Мост», представители которой указывали на поверхностность постимпрессионизма, стремились вернуть немецкому искусству разнообразие смыслов и утраченные духовные измерения.
Глубокие социальные противоречия, банальность современной жизни, трагическое ощущение катастрофы порождали у экспрессионистов чувства фрустрации, тревоги, отвращения и раздражения, которые переносились на полотна в виде искаженных форм, деформированных линий, кричащего колорита, грубых мазков, резкой контрастности тонов.
В 1912 году в Мюнхене сформировалась группа «Синий всадник», идеологом которой стал В. Кандинский. Художники этого направления не были столь озабочены кризисным состоянием общества и человека, соответственно, их полотна были более умерены, гармоничны.
Относительная стабильность, которая установилась в 1924 году, привела к закату течения. После прихода к власти Гитлера в 1933 году экспрессионизм подвергался резкой критике за невнятность идеалов, крайний индивидуализм, усложненный язык. Течение было названо «дегенеративным искусством» и практически запрещено.
Экспрессионизм в литературе
Относительно к литературе под экспрессионизмом понимается комплекс течений начала $XX$ ст., которые развивались в русле модернизма.
Литературный экспрессионизм получил свое распространение преимущественно в немецкоязычных странах. Как и в живописи, в литературе экспрессионистская манера письма характеризуется крайней индивидуальностью, интересом к абсурду, галлюцинациям, фантастическим сновидениям.
Таким образом, экспрессионизм представляет собой термин, объединяющий совокупность течений, развивающихся в начале минувшего столетия в русле модернизма. Основными характеристиками художественного направления выступает крайний экспрессионизм, индивидуализм, эсхатологичность мировосприятия.