Дадаизм представляет собой модернистское художественное течение 1910 – 1920 –х гг.
Направление возникло в Швейцарии в среде художественной интеллигенции как отражение протеста против трагических событий Первой мировой войны. Основателем направления стал румынский поэт Т Тцара, которому удалось собрать вокруг себя интернациональную группу единомышленников.
Философское обоснование дадаизма
Дадаисты отрицали все ценности буржуазного общества, подвергая остракизму само понимание искусства, отрицая все его законы, утверждая безусловный примат интуитивного, иррационального, бессознательного, ниспровергая рационализм.
Представители художественного течения трагически переживали новую кризисную эпоху, провозглашая скорый крах европейский цивилизации, указывая в качестве своей приоритетной задачи ускорение этого процесса путем разрушения фундаментальных основ, структур цивилизации, в первую очередь, - разрушение мысли и языка.
Дадаисты посвящали свои собранию реализации коллективного творчества, созданию «симульно-шумовой поэзии», в которой не соблюдались ни законы логики, ни требования к целостности, ни различия языковых систем. Произведения представляли собой произвольное соединение слов и фраз, дополненное криками, игрой на музыкальных инструментах и пр.
Дадаисты не имели единой эстетической программы, акцентируя внимание на нелепости, бессмысленности, игре, эпатаже. Направление не претендует на универсальность, теоретическую цельность и мировоззренческую завершенность.
Дадаизм представляет собой не столько художественное направление, сколько определенное состояние сознания, особый взгляд на жизнь и мир.
Несмотря на краткосрочный период существования дадаизма на культурной арене, направление выплеснуло колоссальный энергетический поток, который спровоцировал активные творческие поиски, освободил сознание и восприятие от императива господствующих раннее культурных норм.
Субъективизм как основа искусства
Центральным положением дадаистов стало провозглашение крайнего субъективизма творчества и искусства. Само искусство балансирует на грани предметности беспредметности, напоминая детские рисунки, открывая путь к осознанию индивидуальности, основывающейся на ничем не ограниченной внутренней свободе, свободе в выборе способов и форм самовыражения творца.
Мотивы субъективизма, индивидуальности и самодостаточности искусства в той или иной степени пронизывают все произведения, созданные в рамках направления,
Особенности дадаизма
Одной из сущностных характеристик направления выступает его иконическая репрезентация, высокий символизм знаков, посредством которых моделируется дискурс произведения. Кроме того, произведения характеризуются бессодержательностью, беспочвенностью, сумбурностью, хаотичностью, алогичностью мышления, нелепостью и пр., вплоть до «антихудожественного хулиганства». Дадаистам свойственно стремление к разрушению единой истины, слиянию знаков и денотатов, замена категорий реальности иррациональностью, бессознательным.
По своей сути, дадаизм становится своеобразным переходом от европейской культуры к эпохе массовых тиражей, массовой культуре, связанной с появлением особой публики, предпочитающей продукты массового потребления.
Таким образом, дадаизм характеризуется фундаментальной сменой мировоззренческих парадигм, вытеснением этического и смещением акцента на эстетическое. В рамках художественного направления этическое подвергается остракизму, осмеиванию, вытеснялось и из сферы искусства, и из самой жизни.