Биография
В период с $1983$ по $1888$ год Трёльч обучался в Эрлангене, Берлине, Геттингене. Находился под воздействием идей А. Ричля. С 1890 по 1891 год был викарием в Мюнхене.
В $1891$ году Трёльч был приват-доцентом в университете Геттингена. В $1892 – 1894$ году Э. Трёльч стал профессором Боннского университета. С $1994 по 1915$ год Трёльч преподавал теологию в Гейдельбергкском университете. С $1917$ и до конца своей жизни был профессором философии Берлинского университета.
Профессиональная деятельность
Религиозно-философские взгляды Трёльча складывались под идеями либерального протестантизма. Следуя за своим идейным наставником Ричлем, Трёльч работает над оформлением исторического метода в теологии, вместо догматического метода, чтобы исследовать «общую историю развития религиозного духа с точки зрения его укоренённости в жизни».
В таком духе Трёльч намерен проанализировать развитие христианства, а именно, протестантизма и установиться его взаимосвязь с культурой Европы. Эти мысли Трёльч изложил в своём труде «Значение протестантизма для возникновения современного мира» $1906$ года.
Трёльч сочетает исторический подход к религии с утверждением априорной формы религиозных чувств, в стиле кантовских и шлейермахеровских идей. Ориентируясь на Ригля, Трёльч связывает высокое положение христианства над остальными религиями с его содержательной значимостью.
Так же, под воздействием М. Вебера, Трёльч отводит особое место
- социологическим проблемам религии
- экономическим моментам в истории христианской церкви
- институциональным моментам в истории христианской церкви.
В своём труде «Социальные учения христианских церквей» Трёльч приводит свою типологию религиозных групп:
- Церковь, которая является массовым институтом, претендующим на абсолют
- Секта, которая является добровольным объединением избранных, где царят личные отношения
- Мистика, является типом духовного индивидуализма.
Трёльч рассматривает взаимодействие христианской церкви и политику в разные исторические периоды, и делает вывод, что кальвинизм сыграл ключевую роль в развитии капитализма.
Под конец своего творчесва Трёльч издаёт ряд специальных произведений по философии истории:
- «Историзм и его проблемы»
- «Историзм и его преодоление»
Свои историко-философские идеи Трёльч формирует под влиянием Дильтея, Риккерта и Виндельбанда.
Взгляды на культуру
Говоря об однократности и необратимости исторического процесса, Трёльч складывает такое впечатление о культуре, которая основывается на непрерывном становлении и «индивидуальной целостности».
Через культурный синтез, полагал Трёльч, возможно осмыслить историю. Культурный синтез основывается на личном выборе определенной ценностной системы, которые будут важны для западно-европейского круга культуры. Значимость христианства Трёльч включает так же в этот круг, ставя на первое место историческую индивидуальность культуры.
В иудейском профетизме, греческой культуре, средневековье Трёльч усматривает духовный источник европейской культуры. Эти составляющие должны сочетаться с возможностями настоящего, чтобы построить духовную силу будущего.
Аксиология
Учение о культурном синтезе отсылает Трёльча к новой научной сфере – аксиологии. В его размышлениях появляется новая проблематика, касающаяся ценностей, нравственных и религиозных. Трёльч утверждает, что необходимо подчинить государство церкви, мирские ценности – религиозным ценностям, так как иначе государство не сможет выполнять свои обязанности, которые должны базироваться на нравственных началах.