Биография
Мунье обучался философии в университетах Гренобля и Сорбонны. Был издателем влиятельного журнала «Esprit» с $1932$ года.
В появлении этого журнала отражалось новое течение, которое возникло в философии, - французский персонализм. На ряду с такими направлениями, как феноменология, экзистенциализм, неотомизм, персонализму выпала возможность охватить целый философский период во Франции.
Основные произведения
- «Персоналистская и коммунитарная революция» $1935$ год
- «От капиталистической собственности к человеческой собственности» $1939$ год
- «Трактат о характере» $1946$ год
- «Свобода под условием» $1946$ год
- «Что такое персонализм?» $1947$ год
- «Маленький страх двадцатого века» $1948$ год
- «Персонализм»
Профессиональная деятельность
Посредством своего личного жизненного опыта Мунье трактовал онтологические, гносеологические, социальные, этические, эстетические и культурные проблемы.
В центре его персоналистской теории о личности лежит мысль «вовлеченного существования». Она призывает человека к активной и ответственной жизни, осмысленной творческой деятельности и к исполнению гуманистической миссии.
Культуру Мунье понимал как глобальную функцию личности, которая выполняла деятельность по гуманизации человека и мира.
В труде «Персонализм», названный Рикёром энциклопедией персонализма, Мунье приводит своё определение культуры:
«Культура – не какая-то часть личностной жизни, а ее глобальная функция. Для человека, который сам себя создаёт и развивает, все есть культура, начиная с устройства завода и формирования собственного тела до умения поддерживать беседу или хозяйствовать на Земле, нет какой-то одной культуры, по отношению к которой всякая другая деятельность была бы некультурной».
Таким образом, Мунье подводит итого, что имеется столько культур, сколько видов деятельности, о чём нужно обязательно помнить современному миру.
Культура совершенно не должна быть нагромождением знаний, это не накопительное движение по кругу, это свобода и восхождение. Целью культуры является полное преобразование субъекта. Когда культура ссылается к внутреннему миру человека, тем больше возможностей открывается перед ним.
Таким образом, культура «это то, что остаётся, когда мы уже не опираемся на знания, это – сам человек».
Говоря о культурной концепции, Мунье подчёркивает, что культура – это трансцендирование и нескончаемое самопревосхождение.
Когда культура приостанавливается, она теряет эти возможности. В этот момент она становится академической, педантичной и получает своё «общее место».
Культура обладает универсальностью, которая является ее ориентиром, теряя его, она иссушает себя, становится жёсткой системой.
Оценка современного общества
Обращаясь к проблемам современного мира, Мунье говорит, что всё зло укоренено в социально-экономическом строе. Этот строй порождает культурную касту и ведёт искусство к снобизму, академизму, изысканности, фривольности, брутальности.
Техника приумножает средства и расширяет возможности изменять формы искусства, деньги увеличивают выгоду небольшого круга людей, они калечат творца, произведение, публику.
Художники становятся в своём положении рабом-исполнителем. За это отвечают социальные структуры, всё может измениться лишь тогда, когда исчезнут последние.
Обесценивание современного знания так же сильно ослабляют культуру.