Речевая культура и ее типы
На современном этапе развития культурологии в рамках гуманитарного научного цикла осуществляется процесс осознания культурной ценности повседневной жизни. Многочисленные аспекты бытия становятся предметом исследования гуманитарного научного направления, в том числе и культурологии. Одним из предметов такого исследования выступает повседневный коммуникативный процесс и анализ языковой личности, проявляющей себя в данном процессе.
Элитарная культура проявляет себя во всех сферах человеческой деятельности, выступая оппонентом различных других форм культуры, существующих в обществе. Это относится и к речевой культуре, уровень владения которой определяет принадлежность индивида к той или иной культурной среде.
В последние десятилетия в филологии вошел в активное употребление термин «языковая личность», который на сегодня приобрел системообразующий статус, а исследования, характеризующие ее основы, открывают новый этап развития филологических наук - антропоцентрической лингвистики.
Пространство функционирования литературного языка предполагает наличие четырех типов речи:
- Фамильярно-разговорный тип речевой культуры.
- Литературно-разговорный тип речевой культуры.
- Литературный тип речевой культуры.
- Элитарный тип речевой культуры.
Особо интересным в данном ключе представляется рассмотрение языковой личности, обладающей элитарным уровнем речевой культуры. Все остальные речевые культуры в большей или меньшей степени «ущербны» с точки зрения возможностей полноценного и творческого использования языка.
На данном этапе развития лингвистической науки уже накоплен обширный материал и значительный опыт в исследованиях элитарной речевой культуры.
Под термином «носители элитарной речевой культуры» скрывается следующее содержание: языковые личности, свободно владеющие кодифицированными языковыми, этическими, риторическими, коммуникативно-прагматическими нормами литературного языка. Вместе с тем, такие языковые личности творчески используют возможности функциональных стилей, свойств устной и письменной речи.
Такой тип речевой культуры свойственен людям с высшим образованием и высоким уровнем общей культуры.
Понятие элитарного типа речевой культуры
Элитарная речевая культура – это речевой эталон, что подразумевает свободное владение языком и всеми его возможностями. Носители элитарной речевой культуры тонко чувствуют язык, талантливо используют все его богатство для достижения поставленных коммуникативных целей. Поэтому такие люди обладают определенным влиянием на аудиторию, способны склонить своего оппонента на свою сторону, грамотно довести до сознания людей всю аргументацию своих доводов.
Под элитарным типом речевой культуры О.Б. Сиротинина подразумевает следующее содержание: элитарным типом речевой культуры владеет личность, которая в своей речи использует все возможности языка: уместно применяет различные стили языка, различает нормы письменной и устной речи, знает и соблюдает орфографические и орфоэпические нормы, соблюдает этические нормы общения.
Вместе с тем, носитель элитарной речевой культуры может позволить себе употребление в речи просторечных слов, выражений, диалектизмов и других неправильных элементов, выделяя их интонационно и создавая игру слов.
Образцами элитарного типа речи выступают произведения литературной классики. Носитель элитарного типа речи не только хорошо ориентируется в классическом литературном наследии, но и в своей речи берет за образец шедевры литературной классики. С опорой на них носитель элитарной речевой культуры критически оценивает все другие тексты, попадающие в его поле зрения: газеты, современная литература, тексты СМИ. Конечно же, образцы элитарной речи – это не только мировая классика, но и тексты различных функциональных стилей различных эпох.
Признаки элитарной речевой культуры
Помимо основных характеристик элитарной речевой культуры, перечисленных выше, необходимо назвать те признаки, без которых речь не может считаться успешной. Ведь ведущей составляющей элитарности речи является ее целесообразность и эффективность. В этой связи можно выделить:
- Коммуникативно-стратегический компонент, который предполагает адекватный цели автора выбор коммуникативных тактик и стратегий.
- Аргументативный компонент, выражающейся в способности личности к поиску, формулировке и выстраиванию аргументации.
- Перцептивный компонент, предполагающий толерантное отношение к собеседнику, выражающееся в умении слушать оппонента.
- Компонент неконфликтности, который выражается в знании и умении предотвращать конфликтогенные ситуации, достойно из них выходить.
- Контрманипулятивный компонент, который выражается в способности личности посредством манипулятивного воздействия обеспечить личную и коллективную информационную безопасность.
Проблемы формирования элитарной речевой культуры
Одной из проблем формирования у студентов элитарной речевой культуры встает отбор образцов и их использование в учебном процессе, в частности на занятиях по русскому языку и культуре речи. Цель данной дисциплины в учебной курсе – научить студентов создавать качественные тексты всех функциональных разновидностей русского языка.
Вместе с тем, необходима практика публичных выступлений. У студентов необходимо формировать умения и навыки подготовки к такого рода мероприятиям. На подготовительном этапе должны прорабатываться все возможные варианты построения выступления, определяться ведущие речевые стратегии в диалоге с оппонентами. Вместе с тем, не менее важным является разбор-анализ таких мероприятий, выявление слабых мест, причин и способы их устранения. Студентам надо прививать привычку тщательной подготовки к каким-либо высказываниям, будь то аудиторное обсуждение каких-либо проблем или же публичное выступление. Такой подход доведет до практического автоматизма имеющуюся теоретическую базу, что в последующем позволит студенту чувствовать себя уверенно во всех коммуникативных ситуациях.