Культура – это человеческая деятельность во всевозможных ее проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания.
Восприятие Европой Востока
Несмотря на то, что основная идея европоцентризма заключалась в том, что западная культура должна держаться обособленно, эта концепция так же преследовала цель найти истоки общечеловеческих ценностей. Представители Запада считали, что единство человечества заключено в культуре, таким образом все народы мира должны следовать по пути европоцентризма и таким образом будет обретено всеобщее единство. Достаточно удобной для представителей Запада в этом плане была мысль о том, что Восток представляет собой «недоразвитую» человеческую культуру. При разных обстоятельствах эта идея наполнялась удобным для европейцев содержанием. Европейская цивилизация насчитывает несколько важных исторических направлений:
Все эти важные направления в истории Европы ставили перед собой цель соотнести и сопоставить свои идеи с идеями Востока. Для идеологов восходящей буржуазии культура подразумевала понятие «просвещённость». Дикие народы представители запада считали несостоявшимися европейцами. Рационализм XVII-XVIII веков часто приводил в пример так называемых «дикарей» чьи культуры не были испорчены цивилизацией, в рационализме того времени много места отводилось понятию «естественных свойств человека». Поэтому ведущие просветительскую деятельность ученые часто обращались к восточным культурам.
Советский музыковед Валентина Конен в своей книге «Блюзы и XX век» пишет о том, что европейцы не могли заметить красоту и особенность афроамериканской музыки не из-за презрительного отношения к чернокожим, а из-за особенностей художественной психологии, которые сформировались в XVII-XIX столетиях. Именно эти психологические особенности не позволяли европейцам оценить по достоинству красоту музыки чернокожих музыкантов, понять их звуковую логику. В искусстве поколений, которые жили после эпохи Возрождения, не нашлось места как восточному, так и неевропейскому искусству в целом.
В период эпохи Просвещения у ученых начинает формироваться мнение относительно того, что история представляет собой движение, которое производится исключительно в одном направлении. В этом контексте использовался ряд внеисторических понятий, таких как «разумность», «заблуждения», «страсти» и так далее. «Разумность» противопоставлялась «заблуждениям» и «страстям», и по мнению представителей Просвещения всеобъемлющем средством общественного развития. Иными словами, под этим развитием они понимали распространение европейской культуры во все уголки земного шара. По мнению просветителей, сигналы должны поступать непрерывно, эти сигналы должны поступать на бессознательном уровне, в то же время цель их вполне осознана и реальна – господство европейской цивилизации по всему миру.
Единое происхождение народов
Концепция единства человечества в единой культуре привела к идее поиска универсальной культуры. Появилась мысль о том, что изначально все люди принадлежали к единому народу и единой культуре, они были едины как духовно, так и религиозно, однако позже по пока еще не установленным причинам произошло разделение народов на некоторые группы, изоляция привела к индивидуальному развитию этих человеческих групп.
Философы эпохи Просвещения вывели следующее утверждение «весь человеческий род на Земле – это одна и та же порода людей». То есть человечество включало в себя не только европейскую культуру, но и культуры всех остальных народов. По мнению известных ученых того времени Вольтера, Монтескье, Гердера происходило идейное объединение народов в единую историю всего мира.
В этот период сказки о злых дикарях уходят в прошлое. Например, Гердер с симпатией начинает относиться к индийцам, он подчёркивает их душевную гармонию, но в тоже время осуждает их чрезмерную покорность. Несмотря на то, что, он осуждает Европу за ее завоевания и колонизацию других народов, он все таки видит будущее в Европе, именно в ней он считает сосредоточены силы для прогрессивного развития всего человечества.
Свои идеи Гердер подтверждал материалом об Индии, годами собиравшимся другими учеными и исследователями. Не учитывая восточной культуры невозможно представить себе полноценное развитие всего человечества.
Известный немецкий писатель и поэт Фридрих Шлегель стал первым немцем, который смог освоить санскрит – древний литературный язык Индии. Этот язык он изучил, делая перевод Рамаяны – древнеиндийской поэмы. В этом произведении он узрел то же самое героическое сказание, которое почитали немецкие романтики. Известный труд Шлегеля «О языке и мудрости индийцев» рассказывает о некотором сходстве древнего эпоса индийцев с древним эпосом Греции. Некоторые просветители выступали против того что романтики исследуют древнегреческий эпос, однако сами неоднократно прибегали к сравнению древнеиндийского эпоса и древнегреческого.
Представители романтического направления были воодушевлены тем, что индоевропейцы вновь обрели свою прародину. Именно в этот период начала сформировывать оценка восточной философии, в особенности индийской немецкого просветителя Гегеля. Гердер видел в ориентальной истории в первую очередь патриархальное начало, в то время как Гегель задавался вопросом по какой причине восточные народы решили уйти от своих истоков. Известная работа философа «Философия истории» посвящена развитию духа человечества, а также в ней описаны стадии человеческого развития. В ходе исследований Гегель пришел к концепции Иран-Индия-Египет. В Иране он видел начало огня и светоносную сущность, в Индии – начало растительных и животных форм, а Египту он выделял роль самопорождения в инстинктивном виде.