Вводные замечания
Шумеры, которые пришли с горных областей востока на юг Междуречья в $IV$ тысячелетии до н. э. основали первые города-государства и получили название Шумер и Аккад. А вот что это народ по своему происхождению неизвестно и до сегодняшнего времени. Даже их язык не имеет аналогов в истории.
То, что это был высокоразвитый народ, говорит созданная высокоразвитая земледельческая культура и система мелиорации, которая позволяла осушать болота и сохранять воду в засушливый период. Им же принадлежит первенство в использовании колеса, парусной лодки, гончарного круга, литья из меди и бронзы, создание собственной системы письма.
На юге Месопотамии еще в начале $III$ тысячелетия до н.э. образовались такие города-государства, как:
- Киш,
- Лагаш,
- Ниппур,
- Сиппар,
- Урук,
- Ур,
- Эреду.
Аккадцы, семитский народ, появились в середине Ш тысячелетия до н.э. на землях к северу от шумерцев. Соседство с ними позволило перенять и культуру, и религию, и письменность шумеров.
После подчинения шумерских городов аккадским царем Саргоном Древним в $XXIV$ в. до н.э. сформировалось единое государство с единой же шумеро-аккадской культурой.
Особенности религии
Религиозные представления шумеров распространили свое влияние на весь регион не только во время своего существования, но и на последующие цивилизации. В пантеон богов входило приблизительно 3000 божеств. Такое количество объяснялось «детализацией ответственности» каждого из них. У каждого города или общины было свое божество. Постепенно сложилась иерархия богов. Жрецы выступали посредниками между богами и людьми, и, как и везде, были закрытой и влиятельной кастой. Как и во многих культурах, боги походили внешне на людей.
Художественная культура
Шумеры в основном использовали глину. Она служила материалом буквально для всего – от постройки жилища до табличек для письма. Кстати, заостренные палочки, которыми можно было на табличках рисовать сочетания горизонтальных, вертикальных и косых клиньев (клинопись), также делалась из глины.
Отметим, что клинопись взяли на вооружение многие народы Ближнего Востока. В переработанном финикийцами виде она явилась основой и греческого алфавита, а на его базе, как известно, сформировалось много алфавитов современных.
Шумеро-аккадская литература имела тесную связь с мифологией и религией. Песни и гимны – это основные ее жанры. Следует упомянуть о знаменитом эпосе «Сказание о Гильгамеше», состоящем из коротких песен, которые представляют собой древние сказания. Главный герой Гильгамеш – это полулегендарный царь Урука – и его друг Энкиду ходят по миру в поисках бессмертия. В песнях можно найти и легенду о сотворении человека из глины, и миф о всемирном потопе, и о ковчеге.
В литературе всего Междуречья «Сказании о Гильгамеше» принадлежит особое место: в ней есть не только высокие художественные достоинства, но и философские мысли, о вечном стремлении человека познать тайну жизни и смерти, законы мироздания.
Шумеры оставили немного памятников архитектуры, точнее до нашего времени их дошло немного. Ученые связывают это с тем, что они строились из необожженного кирпича, который не является долговечным материалом.
До нас дошли фрагменты Белого храма и Красного здания в Уруке ($XXXII$ - $XXX$ вв. до н.э.) Из-за частых наводнений храмы строили на утрамбованной платформе и они возводились в виде прямоугольного здания, имеющего внутренний двор, а стены красили или выкладывали мозаикой.
Такие виды украшений, как инкрустация, гравировка, резьба по камню, мозаика, а также такие архитектурные элементы, как купол и фриз, первыми стали использовать шумеры.