Особенности государственного кредита
Под государственным кредитом подразумевается совокупность отношений экономического характера, которые возникают между государством и физическими или юридическими лицами, государство в таких отношениях как правило выступает заемщиком, однако, может быть также и кредитором, и гарантом.
Являясь экономической категорией, государственный кредит находится между финансовыми отношениями и кредитными, совмещая их особенности. Как финансовая система, государственный кредит осуществляет обслуживание формирования и использования централизованных фондов денежных средств, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов.
Государственный кредит обладает некоторыми особенностями, которые отличают его от других традиционных финансовых категорий:
- Добровольный характер;
- Возвратность и платность.
Если рассматривать различия государственного и банковского кредитов, то можно заметить, что во втором случае обеспечением являются какие-либо конкретные ценности, а если государство заимствует средства, то обеспечением является все имущество или же какой-то доход.
Государство, как и любой заемщик, привлекает средства на определенный заранее срок.
Государственный кредит представляет собой отношения вторичного распределения стоимости ВВП. В государственно-кредитные отношения вовлечены некоторые доходы и денежные фонды, которые были сформированы на этапе первичного распределения. Как правило к ним относятся временно свободные финансовые ресурсы предприятий и населения, но в определенных условиях трудовые коллективы и все население сознательно идут на ограничение потребления. В подобной ситуации источниками государственного кредита выступают средства, обеспечивающие текущее потребление или финансирование необходимых социальных или производственных расходов предприятий.
Необходимость использования государственных кредитов обуславливается постоянным противоречием величины потребностей общества и государственными возможностями по их удовлетворению за счет бюджета.
Функции государственного кредита
Как финансовая категория государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.
Посредством распределительной функции формируются централизованные денежные фонды государства или же используются на принципах срочности, возвратности и платности. Как заемщик государство осуществляет мобилизацию дополнительных средств, чтобы финансировать свои расходы. В промышленно развитых государства займы выступают основным источником финансирования дефицита бюджета и находятся на втором месте (после налогов) в формировании доходной части бюджета.
Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, находясь в кредитных отношениях, государство может влиять на денежное обращение, процентные ставки на рынках капиталов и денег, на занятость и уровень производства. Регулирование денежного обращения осуществляется посредством размещения государством облигаций государственного займа в различных группах инвесторов. При мобилизации средств физических лиц, государство может уменьшить их платежеспособный спрос. Если же с помощью кредита будут финансироваться производственные расходы, то сократится наличная денежная масса в обращении.
Контрольная функция кредита государства тесно связана с финансовой контрольной функцией. Но при этом обладает некоторыми специфическими особенностями:
- Данная функция тесно связана с государственной деятельностью и положением централизованного денежного фонда;
- В двустороннем порядке охватывает движение стоимости, поскольку не предусматривает возврата и возмещения полученных средств;
- Может осуществляться как финансовыми структурами, так и кредитными учреждениями.
Контролируется не только процесс привлечения заемных средств, но и процесс их погашения.
Формы государственных кредитов
Внутренний кредит государства может иметь следующие формы:
- Государственные займы;
- Трансформация доли вкладов населения в государственные кредиты;
- Заимствование части средств общегосударственного фонда ссуд;
- Гарантийные займы;
- Казначейские ссуды.
Государственные займы классифицируются по нескольким признакам:
- По субъекты заемных отношений подразделяются на займы, которые размещаются центральными органами управления и территориальными;
- По месту размещения – внешние и внутренние;
- По обращению в рыночной среде – рыночные и нерыночные. В первом случае займы могут свободно продаваться и покупаться, а в финансировании дефицита бюджета они основные. Нерыночные займы свободно меняют своих владельцев, не подлежат продаже на рынке ценных бумаг, как правило выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов, интересам которых отвечают;
- По срокам привлечения финансовых ресурсов: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;
- По обеспеченности обязательств: закладные и беззакладные. Обеспечение закладных облигаций выражается в конкретном залоге, к примеру, имуществе. Беззакладные облигации обеспечиваются всем имуществом государства или же муниципалитета.
Функционирование второй формы государственного кредита, т.е. трансформации доли вкладов населения, опосредовано системой сберегательных учреждений. Обращение доли вкладов населения в займы осуществляется посредством покупки особых ценных бумаг и оформления безоблигационных займов.
Для третьей формы государственного кредита характерным является то, что государственными кредитными учреждениями непосредственно передается часть кредитных ресурсов для покрытия расходов правительства.
В некоторых случаях государство может гарантировать погашение займа, который был выпущен нижестоящими органами управления, в этом выражается четвертая форма кредита государства.
Казначейские ссуды представляют собой отношения по оказанию финансовой помощи организациям и предприятиям органами государственного управления за счет средств бюджета на основании срочности, платности, возвратности.