Финансовый риск подразделяется на несколько видов. Одним из видов является кредитный риск. Именно на примере данного риска рассматриваются методы оценки финансового риска.
Качественный анализ кредитного риска и его виды
Кредитный риск – это нарушение должником условий кредитного договора или выявление другого способа невыполнения его обязательств.
Такой риск может возникать только в тех областях профессиональной деятельности, где успех предприятия напрямую зависит от результатов работы заемщика, эмитента или контрагента.
Кредитный риск имеет неоднородную структуру. В международной практике выделяют три вида риска:
- Риск выплаты или риск кредитования контрагента. Данный вид заключается в вероятности невыплаты заемщиком кредитной суммы банку по истечению срока сделки, векселя или же поручения.
- Расчетный риск. Может возникать в тех случаях, когда производится передача определенных инструментов (к примеру, финансовых инструментов или денежных средств) на условиях предпоставки или предоплаты с нашей стороны. Риск в данном случае заключается в том, что от контрагента встречной поставки не происходит.
- Предрасчетный риск. Основная особенность риска заключается в том, что контрагент не выполняет своих обязательств по сделке и банковской организации приходится замещать данный контракт той сделкой, что уже существует по другому контрагенту по рыночной цене (возможно и не очень благоприятной).
Данные виды риска воздействуют на его качественную оценку. Первые два вида предполагают подверженность активам предприятия на 100%, причем риск выплаты увеличивается по причине длительности сроки операции. Предрасчетный риск в случае невыполнения обязательств со стороны контрагента соответствует размеру издержек на замещение сделки на рынке. Несколько видов риска могут быть одновременно в одной операции.
Рисунок 1. Виды кредитных рисков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В случае крупных финансовых потерь заемщика возникают проблемы кредитных учреждений с кредитами контрагента. Оценка кредитного риска в таком случае осуществляется путем качественного и количественного метода.
Качественный метод заключается в словесном описании уровня кредитного риска и в построении рейтинга. Цель осуществления качественной оценки кредитного риска – это принятие решения о возможном кредитовании и переход к выявлению качественных параметров.
Методики, которые используются в российских банках и кредитных учреждениях, рассматривают показатели обеспеченности собственными денежными средствами, рентабельности и ликвидности. В ряде учреждений особое внимание уделяется параметрам клиентского бизнеса: оборачиваемости видов активов.
При проведении качественной оценки кредитного риска предприятию необходимо принять во внимание оценку залогов и финансового состояния. Наличие данных залогов значительно снижает кредитный риск, даже если финансовое состояние заемщика не очень благоприятное. Помимо этого рекомендуется убрать формализацию расчета, множественность показателей, а также попытки оценить правильную организацию бизнеса контрагента.
Управление кредитным риском предприятия
Современное экономическое развитие государства характеризуется высоким уровнем кредитных рисков предприятий, которые реализуют свою продукцию розничным и оптовым покупателям. Такой риск приводит не только к увеличению дебиторской задолженности, но и к возникновению больших объемов сомнительных долгов, часть которых подлежит списанию из-за невозможности погашения должником.
Эффективное управление кредитными рисками предприятия связано с оптимизацией размера и обеспечением своевременной инкассации организаций за реализацию товаров, услуг и работ.
Формирование алгоритмов управления текущей задолженности предприятия (определяется как кредитная политика организации по отношению к приобретателям продукции) производится в соответствии со следующими этапами:
- проведение анализа дебиторской задолженности организации за предшествующий период;
- определение и выбор типа кредитной политики компании по отношению к покупателям продукции;
- выявление возможной суммы оборотного капитала, который направляется в дебиторскую задолженность по коммерческому и потребительскому кредиту;
- формирование структуру кредитных условий;
- дифференциация условий предоставления кредита и формирование стандартов оценки покупателей;
- становление процедуры инкассации дебиторской задолженности;
- применение на предприятии современных форм рефинансирования текущей задолженности дебитора;
- построение эффективных контролирующих систем за своевременной инкассацией текущей задолженности.
Методы управления кредитными рисками
Основной задачей анализа текущей дебиторской задолженности предприятия является оценивание состава и уровня долга компании, а также эффективность вложенных в нее финансовых ресурсов.
На первой стадии данного анализа выделяется чистая реализационная ее стоимость с целью определения реального состояния задолженности дебитора с позиции возможной ее инкассации в общей сумме. Чистая реализационная стоимость – это сумма дебиторской задолженности за работы, услуги и товары, что уменьшена на сумму резерва сомнительных долгов.
Вторая стадия анализа включает в себя оценку дебиторской задолженности покупателей продукции и его динамика в прошлом периоде. Оценка данного уровня осуществляется при помощи коэффициента отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность и коэффициента возможной инкассации текущего долга.
На третьей стадии выявляется средний период инкассаций текущей дебиторской задолженности за реализацию товаров, услуг и работ. Он характеризует роль этого вида задолженности в продолжительности операционного и финансового цикла предприятия.
Четвертый этап включает в себя оценку состава дебиторской задолженности компании по предусмотренным срокам ее инкассации. На пятом этапе определяется сумма эффекта, которая получена от инвестирования средств в задолженность дебитора. В данном случае сумму дополнительной прибыли сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также учитываются прямые финансовые потери.
Следующим является метод, который заключается в выборе типа кредитной политики предприятия по отношению к приобретателям продукции. Формирование принципов данной политики направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия.
Различают следующие типы кредитной политики по отношению к покупателям товаров, услуг и работ:
- Консервативный тип кредитной политики направленные на уменьшение кредитного риска. Механизмом реализации данного вида политики является сокращение круга покупателей, что берут товар в кредит, минимизации сроков и сумм предоставления кредита, а также использование жестких процедур инкассации задолженности дебитора.
- Умеренный тип. Он характеризует стандартные условия ее осуществления в соответствии с финансовой и коммерческой практикой, а также ориентируется на средний уровень кредитного риска предприятия в случае реализации продукции с отсрочкой платежа.
- Мягкий тип кредитной политики. Основной целью в данном случае является увеличение дополнительной прибыли за счет расширения объемов реализации продукции в кредит, не учитывая при этом высокий уровень кредитного риска, который возникает при выполнении данных операций. Механизм реализации данной политики заключается в распространении кредита в наиболее рискованные группы покупателей, увеличении периода и размера предоставления кредита, а также в снижении стоимости кредита да минимальных пределов.
Рисунок 2. Комплексное управление рисками. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ