Сущность хеджирования
Процесс хеджирования представляет собой способ использования некоторого инструмента с целью снижения риска и рыночного влияния на цену данного инструмента.
Сущность процесса хеджирования схожа со страхованием, так как состоит в переносе рисков на другого участника рынка. Хеджирование может осуществляться с использованием различных инструментов (валюты, сырья, металлов и т.п.). Хеджер – тот, кто передает риски, заключает некоторый договор с другим участником рынка, который эти риски на себя принимает, рассчитывая на получение высокой спекулятивной прибыли.
В отличие от страхования, результаты хеджирования абсолютно симметричны для участвующих в нем сторон. Если одна из сторон сделки оказывается в выигрыше, то у другой неминуемо возникнут потери. В сделках страхования страховщик получает возможность приобрести дополнительные выгоды от положительных колебаний рынка и гарантированно получает страховую премию за то, что принимает на себя риск негативных последствий.
Хеджирование по сравнению со страхованием является менее дорогостоящей операцией и проводится с использованием таких финансовых инструментов, как фьючерсные и форвардные контракты, своп-сделки. Страхование часто рассматривается как часть процесса хеджирования, поэтому основной инструмент страхования – опционы также относят к инструментам хеджирования.
Пример операции хеджирования
Наиболее часто в современных условиях встречаются ситуации с организациями, использующими в своей деятельности кредиты в иностранной валюте. Организация, действующая на территории Российской Федерации и получающая прибыль в рублях, получает кредит в долларах США. Рост курса доллара США по отношению к рублю может привести для такой компании к финансовым проблемам и потерям, оказать негативное влияние на прибыль.
Во избежание негативных последствий, связанных с потенциально возможным ростом курса доллара, компания может использовать такие финансовые инструменты как фьючерс или колл-опцион. Фьючерсы и колл-опционы представляют собой контракты, предоставляющие права покупки некоторого актива в будущем по заранее определенной цене в заранее установленный срок. Таким образом компания сможет компенсировать потери от повышения стоимости кредита прибылью с производственных инструментов.
Хеджирование представляет собой способ минимизации риска, который может использоваться компаниями для защиты от колебаний цен товаров, курсов иностранных валют, стоимости акций или других финансовых инструментов.
Стратегии хеджирования
Компании в современной сложной финансовой среде имеют множество возможностей для хеджирования рисков. Можно выделить наиболее часто применяемые стратегии хеджирования:
- Хеджирование продажей фьючерсов – продажа фьючерсных контрактов в объеме хеджируемой партии товара;
- Хеджирование приобретением пут-опциона – приобретение такого опциона предоставляет покупателю возможность продать фьючерс по определенной цене в любое время, а также зафиксировать минимальную цену продажи, что создаст перспективу получения прибыли от потенциально возможного роста цены;
- Хеджирование продажей колл-опциона – продавец такого опциона принимает на себя обязательство продать фьючерс по определенной цене по запросу покупателя, получая за это премию с продажи, то есть приобретение такого опциона дает возможности приобрести фьючерс в любое время по определенной цене;
- Другие инструменты – выбор инструмента хеджирования зависит от текущей экономической ситуации, отраслевых особенностей и целей хеджера.
Сложность разработки и реализации стратегий хеджирования окупается с точки зрения обеспечения стабильности деятельности организации и ее развития. Компаниям следует принимать во внимание, что хеджирование является в первую очередь способом снижения рисков, а не получения прибыли.