Понятие и значение вертикальных конфликтов
Конфликт представляет собой негативное явление, которое порождает сложные отношения между людьми, вызывает гнев и отвращение друг к другу, приводит к проявлению негативных эмоций.
Люди сталкиваются с конфликтами во всех сферах человеческой деятельности, в том числе при разрешении разнообразных задач в быту, на работе или на отдыхе. Именно в данных сферах происходят различные по своей сути и влиянию конфликты. Они занимают важное место в жизни человека, так как с помощью конфликтов человек отстаивает и защищает свои интересы, реализует свои потребности.
Однако конфликт имеет и негативные свойства, нередко они приводят к тому, что оба оппонента расходятся по разным сторонам, прекращают отношения.
Интерес к вопросу улаживания конфликтов в рамках работы деятельности организаций, предприятий вызван тем, что конфликты мешают плодотворно осуществлять рабочую, служебную деятельность. А потому необходима разработка методики разрешения конфликтов в рамках предприятий.
Конфликтные ситуации здесь могут быть вызваны различными факторами, которые нередко носят личностный характер, то есть когда отсутствует взаимопонимание между лицами, имеется несовместимость характеров, темперамента и т.д.
Кроме того, причиной конфликтов на предприятии может стать недовольство подчинённого по каким-либо вопросам, например, когда начальник недостаточно оценивает усилия, прилагаемые к реализации рабочей деятельности и достижению поставленной цели и т.д. Кроме того, на каждом предприятии имеются так называемые «любимчики» и «козлы отпущения», к которым руководитель негативно относится. Если на «проделки» первых начальство закрывает глаза, то единичный проступок вторых может вызвать негативную реакцию.
Конфликты, которые возникают между руководителем и подчинённым, называют вертикальными. Они носят объективный характер в том случае, если подчинённый не способен справиться с поставленной задачей, либо субъективный, когда присутствуют необоснованные напряженные отношения между руководителем и подчинённым.
Рисунок 1. Конфликты в организациях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Способы разрешения вертикальных конфликтов
Вертикальные конфликты на предприятии нуждаются в разрешении, однако при этом не должен наноситься вред бизнесу, не должны ущемляться справа подчинённых. Существует несколько способов разрешения вертикальных конфликтов:
- Правильная мотивация сотрудника. Основной причиной споров и разногласий является материальная сторона, а также моральная неудовлетворённость сотрудников. Именно поэтому руководители должны правильно мотивировать сотрудников, обучать коллектив слаженной работе, мотивируя их повышением оклада, заработной платы, премиями и предложением других льгот. Именно материальная мотивация способна привести к тому, что многие проблемы отпадут сами собой.
- Возможность высказаться. Начальник должен давать подчинённому возможность высказываться по различным точкам зрения. И только тогда, когда сотрудник начнёт изливать душу, можно подчеркнуть необходимость и важность информации для правильного разрешения конфликта. Правила о том, что начальник всегда прав, в корне неверно. Если начальник будет придерживаться данной позиции, ему не избежать конфликта по рабочей сфере. В последующем они подобно взрыву способны привести к крайне негативным последствиям.
- Демонстрация заинтересованности. Если начальник продемонстрирует, что сотрудник ему не безразличен, вникнет суть его проблемы и покажет заинтересованность, то подчинённый станет намного более сговорчивым, будет готов в дальнейшем идти на компромисс.
Предотвращение вертикальных конфликтов
К мерам профилактики развития вертикальных конфликтов относятся запреты на:
- черствость в общении с подчинёнными. Руководитель не должен бояться поддаваться своим эмоциям. Если он будет показывать себя неприступный человеком, у которого отсутствуют чувства и желания, конфликт только усугубится и затронет его авторитет, в дальнейшем поднять авторитет будет крайне сложно.
- грубость. Если руководитель хочет остаться без подчинённых, то он смело может повышать на них голос. Однако данное решение конфликта – не лучший вариант. Когда руководитель управляет группой и допускает такое поведение, он, таким образом, показывает, что потерял контроль над собой и над ситуацией. Ситуацию нужно разрешать делами, а не громкими словами. Запрещено использовать мат и ругательство, так как это способно обострить конфликтную ситуацию.
- отсутствие уважения уважение. Когда руководитель переходит в конфликт с подчинённым с «Вы» на «ты», тем самым он унижает честь и достоинство подчинённого и может нарваться на взаимную негативную реакцию, так как, таким образом, дает право отвечать ему тем же. Всегда необходимо сохранять субординацию, обращаться к подчинённому на «вы». Это не только позволит сохранить отношения, но и не даст конфликту развиваться дальше.
- вспыльчивость. Руководитель – прежде всего лидер и хороший управленец. Именно поэтому руководитель должен всегда действовать спокойно и уравновешено, сохранять свое достоинство. Не допускается злоупотребление своим должностным положением, несмотря на зависимость подчинённого от своего руководителя, работадателя. Недопустимо нагружать подчинённого невыполнимыми заданиями, не стоит создавать неудобства в работе и сразу же применять штрафные санкции. Это приведёт к тому, что подчинённый потеряет интерес к работе, озлобится и начнёт совершать негативные поступки, которые способны отразится на эффективности работы организации.
- боязнь компромиссов. Не стоит бояться идти на компромисс с подчинённым, особенно в тех случаях, когда вы не уверены в своей правоте. Необходимо решить ситуацию продуманным способом, а в 80 % случаев все возникшие конфликты можно разрешить именно путём компромисса.
- боязнь проигрывать. Если руководитель не прав, необходимо признать свою вину перед подчинёнными, и, в первую очередь, перед самим собой. Если конфликт возник с одним из подчинённых, это обязательно необходимо сделать глазу на глаз, однако в ходе обсуждения можно указать и ошибки подчинённого, с той целью, чтобы он дальнейшем не допускал их в работе. При оценке ситуации необходимо сохранять объективность.
Рисунок 2. Вертикальные конфликты. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ