Значение принципов успешного общения
Принципы успешного общения служат залогом успешных переговоров, лежат в основе позитивного общения не только с друзьями и родственниками, но и с коллегами, сотрудниками, работниками и работодателем, а также с иными категориями лиц. Именно поэтому важно знать и соблюдать правила эффективного общения с людьми.
Когда субъекты придерживаются принципов успешного общения, то их беседа является интересной и продолжительной.
Успешность общения зависит от психологической модели общения и воздействия на людей. Однако учёные выделяют ряд принципов, которые способствуют построению успешных межличностных отношений. Знание и выполнение данных правил является основой существования современного человека.
Основные принципы успешного общения
Выделяют следующие принципы успешного общения:
- Произведение впечатления. Впечатление производит первая встреча, и второго шанса для этого человек не имеет. Именно первая встреча определяет наше отношение к другим людям. Поэтому важно не только грамотно подобрать наряд, иметь опрятный внешний вид, но и надлежащим образом себя вести. Необходимо следить за выражением лица, походкой, манерой поведения, прической и обувью, чистотой одежды. Внешний вид должен оставить только положительное мнение, тогда можно оказать влияние на человека, поддержать контакт. Однако даже при наличии аккуратной, безупречной одежды, идеальной причёски и чистой обуви не всегда помогает наладить контакт с людьми. Необходимо избегать угроз, агрессии, надменного выражения лица, снисходительности в адрес собеседника.
- Разговор определяют первые 4 минуты. Именно за этот период человек может понять, желает ли он продолжить общение с данной личностью и или нет. Учеными доказано, что за 4 минуты собеседник анализируют незначительные жесты, улавливает его настроение и выражение глаз, практически полностью сканирует его. Буквально за 3-4 минуты в голове подсознательно собирается образ человека, соответственно, становится понятным, приятен ли нам собеседник, стремимся ли мы к общению, и стоит ли продолжать общение с собеседником в принципе. Именно поэтому в первые 4 минуты необходимо применить всё свое обаяние, а также дружелюбие.
- Положительная установка. Успешность общения зависит от того, как собеседник относится к завязавшемуся диалогу. Необходимо изначально находиться в рамках положительной установки, общаться с собеседником, как с хорошим другом, проявлять не только доброжелательность, но и вежливость, тактичность.
- Улыбка. Это один из самых простых способов расположить собеседника к себе, дать понять, что у вас хорошее настроение и позитивный взгляд на мир.
- Метод Сократа. Данный метод основывается на получении удовлетворительных ответов. Необходимо начинать разговор собеседником с тех вопросов, по которым вы точно сойдетесь. Старайтесь строить вопросы так, чтобы собеседник давал на них только положительные ответы.
- Умение слушать. Данное качество является залогом того, что общение пройдёт успешно. Однако данную способность необходимо тренировать и развивать, она не приходит сама по себе. Необходимо не только запоминать ту информацию, которую высказывает собеседник, но и вычленить из неё главные моменты. Требуется установить не только те эмоции, которые испытывает собеседник, но и понять его истинные мотивы и цели.
Принципы построения межличностных отношений
Психологи выделяют еще ряд принципов построения межличностных отношений, которые заключаются в следующих установках:
- Не применять критику. Критика – это не лучший стиль поведения. Многие люди не любят критику, а также тех субъектов, которые постоянно жалуются.
- Избегать споров. Если возникает словесная перепалка, необходимо спокойно выслушать собеседника, не заряжать его эмоциями, после чего сконцентрироваться на поиске решения возникшей проблемы. Попытка переспорить собеседника не приведёт к позитивным последствиям, положительного результата зачастую можно добиться только с помощью компромисса, причём в разумных приделах. Для этого необходимо выяснить, чего хочет ваш собеседник. Если вы не правы, необходимо это признать, таким образом, собеседник будет настроен на дружеский лад.
- Проявление неподдельного интереса. Необходимо уважать интересы окружающих. Так, если оппонент рассказывает о своих увлечениях, необходимо поддержать его, положительно одобрить его интересы. Необходимо быть внимательным к чужому «Я».
- Прежде, чем убедить человека в чем-либо, необходимо понять его истинные мотивы и ценности. Для этого необходимо завести разговор об интересах собеседника.
- Чтобы добиться от человека совершения какого-либо действия, необходимо возбудить в нём желание сделать это. Однако приказов никто не любит, поэтому необходимо овладеть тактикой внушения и убеждения. Искусство убеждать сделает общение субъекта с окружающими максимально продуктивным. Необходимо уметь апеллировать к чувствам.
- Уважение мнения других людей. Общаясь с человеком, не стоит говорить напрямую, что он не прав, так как это вызывает в нем внутренний протест. Необходимо несколько уклончиво доносить данную мысль, не делая на ней особого акцента.
- Запоминание имен. Если вы запоминаете и не путаете имена людей, то они будут к вам максимально расположены.
- Выяснение значения человека. Не стоит допускать в общении высокомерного тона, грубости или заносчивости, иронии, оскорблений, нравоучений и незаслуженных обвинений, а также совершения иных действий, которые унижают честь достоинство человека, дискредитируют его организацию. Необходимо ценить каждого человека, видя в нём как пользу и позитивные черты, так и негативные, а также умело апеллируя к его сильным сторонам.
- Не допускать раздражительности. Когда человек постоянно раздражается, затрудняется общение, а, значит, необходимо потратить намного больше усилий для того, чтобы добиться конечного результата. В конечном случае раздражительность приводит к ослаблению иммунитета, негативно влияет на нервную систему. Для того чтобы снять раздражения, необходимо внимательно присмотреться к ситуации и убедиться в том, что в ней нет ничего такого, что человек не мог бы преодолеть.
Рисунок 1.