Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Переговорный процесс при межличностном конфликте

Сущность переговорного процесса

Определение 1

Переговорный процесс – это способ разрешения конфликта.

Чаще всего, в качестве переговорных приемов используются следующие:

  • ссылка на авторитетную личность;
  • использование отдельных фраз из контекста;
  • уход от темы переговоров;
  • ложные показания, намеки, высмеивания;
  • предсказание ужасных последствий для субъекта, если он разрешит конфликт каким-либо иным образом.

Эти приемы в теории конфликтологии называются простыми. Также выделяют и более сложные приемы, используемые оппонентами в ходе разрешения конфликтов:

  • имитирование решения проблемы;
  • формулировка вопросов с альтернативным вариантом ответа, когда собеседник не может уйти от ответа на поставленный вопрос;
  • использование так называемых сократовских вопросов, а именно техники первого «да»;
  • оттягивание момента принятия решения и так далее.

Для того чтобы успешно противостоять всем вышеперечисленным манипуляциям, необходимо уметь выбирать правильные ответы на вопросы, которые ставятся оппонентами. При этом и вопросы, и ответы должны соответствовать правилам приличия и справедливости, в противном случае ожидаемая реакция не будет достигнута, оппонент может отреагировать каким-либо нестандартным образом.

Возможные этапы переговорного процесса

Этапы переговорного процесса различны. Так, субъекты могут вести переговоры самыми различными способами, которые они придумали сами или которые разработали под чьим-то руководством.

  • Способ патетической просьбы. Субъекты могут попросить друг друга войти в положение. Это означает, что субъект пытается воззвать к благосклонности и великодушию друг друга, и при этом не брать на себя обязательства, которые предусматривает партнер. Нередко в таком случае один из оппонентов строит из себя жертву, его позиция может быть очень сложной и непонятной. Таким образом, оппоненты стремятся раскрыть друг друга, получить больше информации, прийти к какой-то конкретной модели поведения.
  • Изображение делового партнёра. Один из оппонентов может предстать в глазах другого деловым человеком, у которого существует множество проблем и вопросов, хотя на деле таковых может и не быть. Необходимо показать другому человеку, что его соперник – умудренный опытом человек, который имеет огромный практический опыт работы, и не стоит ему осложнять жизнь. При этом необходимо твердо указывать на препятствия, которые не дают разрешить поставленную проблему.
  • Благоразумность. Данная модель разрешения конфликта основана на серьезности субъектов, их авторитетности, а также воззванию к моральным ценностям субъекта. Оппоненты показывают страх показаться глупым и несерьезным в глазах другого человека, заявляют о важности совместного общения и разрешения конфликта и т.д.
«Переговорный процесс при межличностном конфликте» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Кроме того, субъекты могут использовать различные способы манипуляции друг другом, например, демонстрировать упрямство, самоуверенность, заставить оппонента просить о чем-либо, относиться к ситуации конфликта скептически и так далее

Стороны могут также использовать запрещенные методы разрешения конфликта, в т. ч. и противозаконные, а также возмущаться, если страна другая использует такие же методы для достижения своих целей, опускается до них. Задавание риторических вопросов также неизбежно приведет к конфликту, так как позиция субъекта так и не прояснится. Субъекты буду стремиться задать вопрос таким образом, чтобы оппонент ответил в нужно ключе, сформировал тот ответ, который необходим для субъекта на данный момент времени. Субъекты также могу проявлять милость или подлость, в зависимости от обстановки и ситуации. Именно поэтому конфликтологи не советуют заводить личных отношений на работе, так как подобные методы характеризуют способы разрешения конфликтов и неизбежно применяются на практике.

Замечание 1

Однако для опытных людей, профессионально изучающих конфликтологию, все манипуляции очевидны и просты, они могут им легко противостоять. Лишь профессионалы могут использовать такой уровень манипуляции, при которых действительно трудно выявить истинные мотивы их поведения.

Виды манипуляций в межличностных конфликтах

Виды манипуляций, которые применяются при разрешении конфликта, могут быть различными. Они чрезвычайно широко распространены в нашем обществе, особенно в сфере семейных отношений. Именно здесь манипуляции проходят через чувство вины идею пожертвовать себя для достижения каких-либо целей. Например, чувство вины нередко используются при формировании отношений между родителями и детьми. Идеи жертвенности часто используются в обществе, указывается на необходимость отдать долг государству, обществу или какому-нибудь человеку (родителю).

Другой манипуляцией, достаточно распространенной в нашем обществе, является манипуляция верностью. Например, я верен тебе, следовательно, ты должен быть верен мне. Я верен тебе не потому, что я тебя уважаю или мне так хочется, а потому, что в данный конкретный момент времени необходимо поступать именно так. Ты должен делать то же самое. Манипуляция верностью чаще всего подкрепляется чувством вины.

Еще одна распространенная манипуляция – это игнорирование. Когда один партнер не замечает другого, у оппонента неизбежно возникают вопросы, тем самым субъект привязывает к себе оппонента, заставляя все время искать ответ на вопрос «Почему он меня игнорирует?». Нередко в таком случае оппонент начинает искать дефекты в самом себе, хотя на самом деле используется лишь типичный способ манипуляции.

Нередко люди манипулируют авторитетом, причём не только со своим. Так, можно заставить оппонента поверить в свой авторитет, некоторое время подчиняться ему, для того, чтобы в последующем разрешить конфликт нужным вам образом. При этом необходимо следить за тем, чтобы ваш оппонент сохранил нужную позицию

Профессионалы используют манипуляцию для разрешения конфликтов. Не специалисту нужно учиться распознавать манипуляции и уметь противостоять им в конфликтах.

Дата последнего обновления статьи: 08.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot