Понятие психологической устойчивости
За последние годы появилось множество работ, которые посвящены психологической устойчивости человека, в том числе при взаимодействии с другими людьми. Например, значительное внимание данному вопросу удивляют такие ученые, как С. Ерина, А. Анцупов.
Психологическая устойчивость характеризуется сохранением оптимального функционирования в условиях стрессовых ситуаций. Данное свойство психики не является врожденным и формируется в процесса развития человека.
Формирование психологической устойчивости возможно на основании родительского или личного опыта, получаемой информации в течение жизни, характера человека и так далее.
Выделяют следующие факторы, оказывающие влияние на психологическую устойчивость человека:
- тип нервной системы человека;
- профессиональная подготовка человека, опыт работы, опыт осуществления какого-либо вида деятельности;
- умение и навыки, компоненты, характеризующие поведение и жизнедеятельность;
- уровень развития основных познавательных структур личности.
Компоненты конфликтоустойчивости
Конфликтоустойчивость характеризуется следующими компонентами:
- эмоциональный;
- волевой;
- интеллектуальный;
- мотивационный;
- психомоторный.
Рассмотрим компоненты конфликтоустойчивости более подробно.
Эмоциональный компонент. Данный элемент отражает эмоциональное состояние личности на момент возникновения конфликта, в случае возникновения трудной ситуации, а также зависит от характера и реакции психики на внешний возбудитель. Именно эмоциональный компонент характеризует процесс управления личностью своими эмоциями. Личность должна уметь разрешать конфликтные ситуации, уметь открыто выражать свои эмоции, при этом не оскорблять других, не переходя в депрессивное состояние в случае затяжного конфликта. Личность также должна уметь правильно реагировать на конфликт.
Волевой компонент. Человек должен быть способен к сознательной мобилизации сил в соответствии с ситуацией, должен уметь сознательно контролировать себя, управлять своими действиями и психическим состоянием. Воля отражает способность лица принимать решение в данной конкретной ситуации. Во многом реализация волевого компонента обеспечивается толерантностью, терпимостью к мнению других, выражением согласия с другими, самообладанием и самоконтролем. Волевой компонент может быть ограничен в силу каких-либо причин, например, в случае принуждения жертвы.
Познавательный компонент. Данный компонент характеризует познавательные процессы личности, за счет которых она становится не восприимчивой к провокации. Познавательный процесс позволяет человеку определить начало предконфликтной ситуации, ее причины, а также решить, как свести конфликт к минимуму. Помимо прочего, личность должна уметь анализировать ход развития конфликта, уметь принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации, выделять главную проблему конфликта.
Мотивационный компонент. Внутри каждого человека существуют внутренние, побудительные силы, который способствуют переживанию им ситуации. Мотивация обеспечивает адекватность поведения человека, его направленность на разрешение каких-либо противоречий и споров. Мотивация позволяет скорректировать отстаиваемые интересы в зависимости от изменения установки или расстановки сил.
Психомоторный компонент. Обеспечивает четкость и правильность действий, их соответствие трудной ситуации. Человек должны уметь владеть своим телом, в том числе мимикой, жестами, контролировать свою позу, положение конечностей, головы, не допускать дрожание голоса, нарушение координации и так далее.
По мнению ученых, именно познавательный компонент является ведущим в конфликтоустойчивости любого человека.
Человек должен быть конфликтноустойчивым. Высокий уровень конфликтоустойчивости говорит о грамотных действиях человека в случае возникновения стрессовой ситуации. При этом он должен стремиться не допускать втягивания себя в конфликт. Человеку необходимо сосредоточить усилия на разрешении предконфликта.
Типы людей в общении
Конфликтоустойчивость характеризует психологический тип конкретной личности, которая способна противостоять внешним и внутренним факторам. Люди, которые вступают в общение с другими людьми, обладают разным уровнем культуры, мотивации, имеют различные привычки и правила поведения. Данные различия могут обосновать только ценностные ориентиры, которые также характеризуют тот способ разрешения конфликтов, которые наиболее вероятно будет выбран личностью.
Конфликтологи выделяют следующие типы трудных в общении людей:
- «Агрессоры». Они постоянно проявляют агрессию в отношении других и раздражаются, если что-то идет не по намеченному плану.
- «Жалобщики». Данные люди всегда будут жаловаться на ситуацию, которая сложилась вокруг них, даже если сами виноваты в ее развитии.
- «Молчуны». Они спокойны и немногословны, и никто не знает, чего они хотят или, о чем думают. Найти общие точки соприкосновения с такими людьми очень сложно.
- «Пессимисты». Они предсказывают неудачу в любом начинании, пессимистично настроены на исход разрешения конфликта.
- «Всезнайки». Они считают себя умнее других, полагая, что являются последней инстанцией.
- «Сверхпокладистые». Данная категория людей никогда не выполняет возложенные на них обязанности, а также не оправдывают надежд других людей.
Лицо способно реагировать на конфликт как активно, так и пассивно:
- Активная реакция на конфликт предполагает активные действия со стороны субъекта. Активная форма заключается в действиях по разрешению конфликта, принятию компромисса, заключении договора и т.д.
- Пассивная реакция на конфликт предусматривает бездействие со стороны субъекта. Это отказ от каких-либо действий по разрешению конфликта, например, бойкот.
Таким образом, конфликт является типом трудной ситуации. От того, насколько человек готов к конфликту, зависит и уровень психической напряженности у человека. Именно особенности нервной системы говорят о том, как человек способен пережить проблемную ситуацию, разрешить конфликт. Поведение человека зависит от уровня его познания, опыта, типа и свойств нервной системы. Чем выше психологический уровень человека, тем сложнее ему вступать в конфликты, а также находить выход из них.