Возникновение суфизма в Чеченской Республике
Суфизм является религиозно-философским течением ислама, которое проповедует аскетизм и духовность, укрепление ихсана.
Чеченцы – народ религиозный и сегодня исполнение мусульманских обрядов и традиций является неотъемлемой частью их образа жизни.
Чеченский ислам имеет характерную черту, которой является суфизм, как эзотерическое течение ислама. Ислам в Чечню проникал постепенно, и раньше всех новая религия появилась в юго-восточной его части – это была историческая Ичкерия.
Укоренение ислама в Чечне произошло в конце XVIII – первой половине XIX века.
Шейха Мансура (Ушурма) родом из чеченского тейпа Элистанжхой, считают первым чеченским суфийским учителем. Шейх Мансур получил право на проповедь и стал шейхом в 1783 г, но имя его учителя неизвестно и сегодня.
Проповеди шейха Мансура были направлены к единению всех мусульман, против пороков и кровной мести. Такие проповеди не устраивали царское правительство и шейха Мансура не раз пытались схватить. Он становится мощной политической фигурой на всем Северном Кавказе.
В 1787 г. из-за ряда поражений, ему приходится уйти за реку Кубань, а позднее в Анапу, которая в то время была турецкой крепостью. Находясь в Анапе, он продолжает призывать народы Кавказа выступать против России и остается там до прихода русских войск в июне 1791 г. Вскоре он попадает в плен, и его привозят в Санкт-Петербург, где в апреле 1794 г. он умирает.
Повсеместное распространение суфизма в Чечне началось после 1823 г., когда на Кавказ выходец из Бухары Хасс-Мухаммад принес исламское мистическое учение суфизм.
Рисунок 1. Суфизм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Незадолго до падения имамата и пленения Шамиля в 1859 г, в Чечне появился новый учитель суфизма – шейх Кунта-хаджи Кишиев.
Рано получив духовное образование, он, в конце 1850-х годов совершил хадж и с этого времени стал последователем суфийского братства Кадирия.
Шейх Кунта осуждал всякую войну как неугодную Аллаху и призывал к смирению, что противоречило воинственной идеологии имама Шамиля.
В результате его учение в имамате было запрещено, а он сам был подвергнут гонениям.
После падения имамата численность его последователей увеличивается, поскольку людей, переживших Кавказскую войну, привлекала мирная проповедь. Кунта-хаджи считал войну дикостью.
На основании распоряжения Терского генерал-губернатора Т.М. Лорис-Меликова в январе 1863 г Кунта-хаджи и его брат были схвачены и под конвоем доставлены в Новочеркасск.
В своем последнем обращении к верующим он просил не верить ни царской власти, укрепившейся на Кавказе, ни турецкому султану.
С требованием освободить учителя прибыло три тысячи его последователей, из которых 164 были убиты.
О судьбе Кунта-хаджи ничего не было известно до 1928 г., когда в архивах Владикавказа были обнаружены документы с записью, что учитель скончался в ссылке в 1867 г. в городе Устюжна Новгородской губернии.
Истоки ваххабизма
Ваххабизм – это религиозно-политическое течение, возникшее в суннитском исламе в середине XVIII века.
В основе этого течения лежало учение Мухаммада аль-Ваххаба, призывавшего очищать ислам от культов пророка Мухаммада и исламских святых, почитания шейхов.
Идейные истоки ваххабизма берут свое начало в IX веке, когда распространялось учение имама Ахмада Ибн Ханбала аш-Шайбани. Он был принципиальным борцом за чистоту мусульманской религии и пользовался большим авторитетом у простых мусульман Багдада.
Ханбал выступал против роскоши халифского дворца. Проповедь единобожия является главной особенностью ваххабизма.
Посредничество между мусульманами и Аллахом ваххабиты отрицают, выступают против поклонения людям, облеченным духовной властью.
От классического ваххабизма северокавказский ваххабизм сильно отличается, потому что трансформировался и радикализировался.
Большое место в учении ваххабизма занимает идея о переустройстве общества на принципах ислама. Этот политический аспект на вооружение взяли местные сепаратисты и радикалы, конфликтовавшие с лидерами традиционного ислама.
Часть населения, недовольная своим социально-экономическим положением, поддержала радикальную идеологию ваххабизма.
Радикальные идеи ваххабизма прорастали на почве, где между властью и народом отношения приобретали антагонистический характер.
Политический аспект ваххабизма особенно ярко проявился в Чеченской республике и в Дагестане. Сами ваххабиты объясняли это отходом власти и верующих от чистого ислама.
Движение ваххабитов в Чечне укрепилось в августе 1996 г после победы сепаратистов. В республике создавались временные комендатуры, во главе которых стояли ваххабиты.
Шариатские суды в них наказывали представителей чеченской оппозиции. Некоторые ваххабитские лидеры вошли в состав правительства Чечни.
Большую поддержку в свое время ваххабизм получил у военно-политических лидеров Чечни – З. Яндарбиева, М. Удугова, Ш. Басаева и др.
Однако попытки чеченского руководства создать шариатское государство потерпели крах и не только потому, что ваххабизм был чужд чеченцам и их менталитету, а ещё и потому что чеченцы никогда не отличались религиозным фанатизмом.
Ведущую роль в их личной и общественной жизни играют национальные традиции – адаты, искоренить которые пытался ещё Имам Шамиль, но не смог.
Ни радикальный, ни умеренный теоретически и идейно оформленный исламизм в Чечне никогда не существовал, поэтому основная часть населения не приняла ваххабизм.
Радикальный ваххабизм, безусловно, сыграл свою отрицательную роль в политических процессах на всем Северном Кавказе, однако преувеличивать в этих процессах роль религиозного фактора, не стоит.
Постепенно деятельность ваххабитов в Чечне приобретала агрессивный характер. Ваххабиты видели смертельных врагов в представителях традиционного ислама.
Лидеры ваххабитов, укрепляясь в политическом плане, исподволь готовили в мусульманских регионах Северного Кавказа захват власти и, прежде всего, в Чечне и Дагестане.
Ваххабизм и суфизм: противостояние
Суфизм и ваххабизм являются вариантами суннитского направления в исламе, поэтому, казалось-бы, они должны быть схожи. Но, на самом деле между ними принципиальная разница, причем такая, что мирно сосуществовать они не могут.
Суфии, с точки зрения политики, лояльны власти, поскольку могут быть её частью или стремятся стать этой властью. Ваххабиты, в свою очередь, власти оказывают противостояние. Представителей традиционного ислама ваххабиты всегда обвиняли в искажении ислама, в невежестве и заблуждении и только свое понимание считали правильным.
Среди мусульман ваххабиты допускали экстремизм, проводили раскольническую деятельность, вмешивались в политическую жизнь, бросали вызов официальной власти.
Так, например, ряд вооруженных стычек произошел между традиционным исламом и ваххабитами в 1991-1995 годах в Махачкале, Кизилюртовском, Казбековском районах.
В 1995 г. деятельность ваххабитов была запрещена в Дагестане.
В Чечне народ воспринимал их деятельность враждебно. Это недовольство достигло своей критической массы 14 июля 1998 г. в Гудермесе – на бытовой почве вспыхнула ссора, превратившаяся в военное сражение, ставшее крупным кровавым конфликтом между чеченцами.
Со стороны ваххабитов погибло 128 человек, среди которых много чеченской молодежи.
Ваххабиты, по мнению А. Масхадова, ставшего в 1997 г президентом Чечни, создавали параллельные военные и политические структуры, отказываясь при этом подчиняться власти.
Они финансировались из-за рубежа, однако президент их терпел, рассчитывая использовать в государственных интересах.
Один из военно-политических лидеров Чечни З. Яндарбиев в гудермесском кровопролитии обвинил Масхадова в том, что он стремился создать под себя особое тоталитарное государство и контролировать все сферы жизни общества, не имея четкого политического курса по отношению к России.
Для уничтожения террористического очага в Чечне российские спецслужбы провели ряд операций.
В 1998 году по инициативе Кадырова был созван конгресс мусульман Северного Кавказа. На конгрессе было принято заявление, резко осуждающее деятельность ваххабитов, а ваххабизм объявлялся вне закона и официально запрещался в Чечне и Дагестане.
В это же время в Москве 22 июля 1998 года проходило заседание комиссии при президенте России по противодействию политическому экстремизму.
В заседании комиссии участвовали министр юстиции П. Крашенинников, директор ФСБ Н. Ковалев, министр внутренних дел С. Степашин, министр национальностей Е. Сапиро. Комиссия сделала вывод – течение ваххабизм не является экстремистским.