Трудности в «социалистическом лагере».
Координация деятельности Советского Союза и стран «социалистического содружества» осуществлялась на основе договоров и соглашений о дружбе и сотрудничестве через Политический консультативный комитет, Комитет министров иностранных дел, Комитет министров обороны государств-участников Варшавского Договора, а также многосторонние и двусторонние встречи партийного руководства (чаще всего в Москве). Вначале Брежнев примирительно относился к некоторым «вольностям» политического руководства социалистических стран, в частности к позиции Румынии, Чехословакии, Польши и их некоторой самостоятельности в контактах с западными странами.
Крайне неожиданными для советского руководства стали чехословацкие события, вызванные заменой в начале 1968 г. Антонина Новотного, возглавлявшего компартию Чехословакии, на Александра Дубчека и принятием программы реформ по югославскому варианту: «Каждый народ идет к социализму своей собственной дорогой». Компартия Чехословакии во главе с А. Дубчеком, не порывая связей с КПСС, заявила о намерении проложить свой собственный путь к развитому социализму.
После «пражской весны» 1968 г. Политбюро ЦК уже не разрешало друзьям по блоку отступать от согласованного политического курса. Укреплению пошатнувшегося влияния СССР в странах «народной демократии» способствовал процесс их экономической и военной интеграции.
В других странах социалистической ориентации Восточной Европы дело до открытой конфронтации с Москвой не дошло. Но Албания, Румыния и Югославия дистанцировались от курса советского руководства. Румыны и албанцы ограничили формы своего участия в СЭВ.
Отношения с Китаем
К концу 1960-х гг. резко обострились отношения СССР с Китаем, который был недоволен тем, что советское руководство не оказало военной помощи Ханою в отражении американской интервенции, начатой в 1964 г., а поддержало революционную борьбу народов Латинской Америки, где китайские коммунисты рассчитывали укрепить свое влияние. Правда, начавшаяся в 1966 г. «культурная революция» в Китае ограничила его участие в международной жизни.
Но в конце 1960-х гг. он пошел на дальнейшее обострение отношений с СССР. На советско-китайской границе весной и летом 1969 г., в Казахстане и на Дальнем Востоке (остров Даманский), произошли военные столкновения с массовыми жертвами. В 1970—1971 гг. премьер госсовета Чжоу Эньлай развернул активную деятельность по установлению контактов с Западом и США. В 1971 г. американский президент Ричард Никсон побывал в Пекине.
СССР всерьез обеспокоился возможностью крупномасштабной войны с Китаем, хотя оснований для этого не было, и начал наращивать силы на Дальнем Востоке, что, в свою очередь, вынуждало Китай и Запад идти на аналогичное увеличение своих ядерных и обычных вооружений.
«Разрядка» в международных отношениях
Брежневу удалось продолжить начатые Хрущевым контакты с лидерами ведущих капиталистических стран, что способствовало уменьшению опасности возникновения ядерной войны. В 1967 г. был подписан договор о замораживании вывода в космос всех видов оружия массового поражения. 1 июля 1968 г. великие державы заключили Соглашение о нераспространении ядерного оружия, призванное предотвратить вовлечение в гонку вооружений новых стран. Достижение Советским Союзом в 1969 г. паритета с США по числу межконтинентальных ракет создало условия для ведения переговоров по их ограничению.
С 1972 г. стали улучшаться советско-американские отношения. Во время визита Р. Никсона в Москву в мае этого года стороны подписали общую Декларацию об основах взаимоотношений СССР и США на принципах мирного сосуществования и ряд договоров.
Среди них особую важность представляли:
- Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО).
- Временное соглашение о мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) сроком на 5 лет.
По соглашению ОСВ-1 разрешенные квоты для Советского Союза были выше, чем для США. Это объяснялось тем, что на вооружении американской армии уже имелись ракеты с разделяющимися боеголовками, направленными на разные цели. Советскому Союзу предоставлялось право усовершенствовать свою военную технику и догнать США, что и произошло к концу 1970-х гг.
В июле 1973 г. Л. И. Брежнев нанес ответный визит в Вашингтон, в ходе которого состоялось подписание 23 договоров и соглашений в различных сферах экономической и культурной жизни. За 1971—1976 гг. общий объем советско-американской торговли увеличился в 8 раз.
Советское руководство придавало большое значение расширению мирового коммунистического движения. К 1980-м гг. коммунистические партии действовали в 94 странах. Зарубежных коммунистов тепло принимали в СССР. Представители компартий присутствовали на съездах КПСС. Советская сторона оказывала им финансовую поддержку. Регулярно проходили международные совещания компартий с участием советских коммунистов. На них коммунисты обменивались опытом, договаривались о совместных действиях по расширению своего влияния. Правительства западных стран и США видели в этом недружественные проявления со стороны советского руководства и его стремление к распространению мировой революции.
К концу правления Брежнева «холодная война» вновь обострилась. Внешняя политика Кремля, направленная на поддержание паритета в военной области, все больше раскалывала мировое сообщество, создавая условия для конфронтации и развития милитаристских настроений. В странах социалистического содружества, особенно в Польше, Румынии и Венгрии, усилилась тенденция к самостоятельности во внутренней и внешней политике.