Причины и предпосылки создания Табели о рангах
4 февраля 1722 года Петр I утвердил Табель о рангах – закон, который регулировал порядок государственной службы в Российской империи и определял соответствие гражданских, военных и придворных чинов. Документ устанавливал:
- порядок чинопроизводства,
- старшинство должностей.
Табель оказала существенное влияние как на процесс государственного строительства, так и на систему общественных отношений, гарантируя приоритет государства перед обществом и личностью.
В допетровской Руси структура органов власти была относительно простой. Органы центральной власти (московские приказы) совмещали в себе функции территориального, отраслевого и сословного управления, иными словами, власть многих приказов распространялась не на всю территорию страны, а только на определенные территории. Второй уровень управления был представлен местными учреждениями, которые представляли собой канцелярии управлявших уездами воевод.
Реформы Петра привели, с одной стороны, к переосмыслению самой концепции государства, которое больше не воспринималось как великая царская вотчина, а как средство достижения «общего блага», а с другой стороны, к умножению и усложнению функций самого государства. Преобразование системы административного управления государством продолжалось практически на протяжении всего правления Петра I, что выражалось в следующих событиях:
- создание Консилии министров,
- создание Ближней канцелярии,
- губернская реформа,
- основание Сената.
Реформа о чинопроизводстве основывалась на доктрине камерализма, согласно которой функции как каждого структурного подразделения государственного аппарата, так и каждого служащего должны строго регламентироваться. Согласно новой идеологии каждый человек рассматривался как винтик в большой государственной машине, вносящий вклад в «общее благо», которое, по сути, было слито с самим государством. В связи с этим с точки зрения государства была необходима и полезна любая служба: военно-морская, военная, придворная, государственная, что нашло отражение в Табели о рангах 1721 года, которая вместе с Генеральным регламентом, принятым годом ранее, стала основополагающим документ по организации государственной службы, определяющей и регулирующей карьерный путь каждого служащего.
Основные характеристики Табели о рангах
Табель о рангах получила свое название потому что она была представлена в виде таблицы с тремя столбцами: придворные, военные и гражданские чины, которые были разделены на 14 рангов или классов. Военные чины также делились на:
- морские,
- сухопутные,
- артиллерийские,
- гвардейские.
Таким образом, было установлено соответствие разрядов трех видов государственной службы. Это означало, что лицо с определенным воинским званием, переходящее на гражданскую службу, могло претендовать на получение равного звания, что также предполагало равную денежную заработную плату. В то же время введение денежной заработной платы было неотъемлемой частью всей реформы управления. Важно отметить, что само регулирование государственной службы через табель и введение денежной заработной платы стали важнейшими предпосылками формирования российской бюрократии как особого социального слоя. При составлении табели использовался европейский опыт, в частности прусский, шведский и французский.
Табель о рангах давала лицам недворянского происхождения возможность получить дворянство, служа на государственной, придворной или военной службе. Это сделало русское дворянство открытым сословием, что привело к увеличению числа безземельных и мелкопоместных дворян, что в свою очередь негативно отражалось на сословном самосознании дворян.
Социальная значимость Табели о рангах связана не столько с изменением социального статуса государственного служащего, сколько со значением понятия «чин». В целом социальная реформа Петра Великого была связана с разрушением московской чинной системы и инициированием процесса образования сословий европейского типа. Отныне социальное положение каждого подданного империи определялось не только принадлежностью к определенному классу и материальным положением, как это было в большинстве европейских стран, но и чином, который играл важную роль.
Дальнейшее развитие идеи
В XIХ веке в Табель о рангах были внесены некоторые изменения, направленные на то, чтобы затруднить получение дворянства служащими неблагородного происхождения. В 1830-1850 гг. была установлена номенклатура должностей государственной службы по классам, каждая должность соответствовала определенному классу, который вносился в штатные расписания ведомств и учреждений. Определение на должность зависело от класса должности и чина. Разрешалось иметь чины на 1 класс выше или на 2 класса ниже, чем занимаемая должность в центральных учреждениях. На низшие должности (12-й и 14-й классы) разрешалось назначать лиц, не имевших чина. Должности полицеймейстеров, исправников, а также по удельному управлению и ряду других ведомств разрешалось занимать без соответствующих чинов. С 1845 года получить личное дворянство на государственной службе можно было только достигнув звания IX класса, а наследственного – до V класса. В 1856 году планка потомственного дворянства была поднята до IV класса. от этого Петр хотел полностью отказаться от этих стандартов, так как возможность получить дворянский титул считалась важным стимулом к государственной службе.
После реформы 1861 г. ведомства стремились получить право назначать служащих на все более широкий круг должностей, не обращая внимания на чин.
В XIХ веке в Табель были внесены изменения: высокопоставленный придворный с высоким чином больше не мог получать равное армейское звание.
Классные чины используются и в современной России. По Указу Президента Российской Федерации от 01.02.2005 г. №113 была создана таблица соотношения классных чинов прокурорских работников, классных чинов федеральной государственной гражданской службы, классных чинов юстиции, воинских и специальных званий.