Общественный строй России конца XVII — начала XIX вв.
Установление абсолютной монархии привело к значительным изменениям в структуре общества, которую составили следующие сословия: духовенство, дворянство, городское население, крестьянство.
К концу XVII в. дворянство было представлено потомками старых боярских и княжеских фамилий и простыми дворянами. Между «худородными» и «родовитыми» дворянами появились серьезные противоречия, приведшие в начале XVIII вв. к изменениям в составе дворянства.
При правлении Петра I различные многочисленные чины при дворе (придворные и военные) консолидировались в позднее дворянство - единое сословие шляхетство. Изданный 24 января 1722 г. «Табель о рангах» заложил правовые основы критериев определения заслуг и личного статуса служилого человека. Все должности в гражданской, военной и флотской службе разделялись на ранги, начиная от наименьшего чина - коллежского регистратора или корнета до наивысшего – канцлера Российской империи или генерал-фельдмаршала. Появились новые способы получения дворянства.
Теперь титул дворянина можно было получить:
- по праву рождения;
- при пожаловании монархом;
- после награждения орденом;
- по выслуге чина (личное дворянство, потомственное дворянство).
Только ранг мог теперь определять правовой статус, сословные и социальные и отличия, количество слуг, форму нарядов, количество лошадей в запряжке и т.д. Простые граждане из народа получили возможность достигнуть высокого социального положения. К 1725 году дворянство значительно расширилось выходцами из «низов». Появилось титулованное дворянство, можно было получить титул графа или барона.
Табель о рангах послужил основой для развития служилой бюрократии, которая совместно с аристократией сформировали правящую касту империи.
Церковь с начала XVIII в. стала неотъемлемой частью государственного аппарата: льготы в хозяйственной деятельности были отменены, судебная власть значительно ограничена, все доходы от монастырей шли в казну. Число монастырей существенно сократилось. С 1711 года постриг монахов разрешался только на вакантные места. Свобода передвижения монахов была сильно ограничена, так как они прикреплялись к монастырям.
В XVIII в. выделяется новое сословие – Белое духовенство, которое получает определенные льготы: подсудность Синоду, свободу от рекрутской повинности, от личных податей и повинностей, свободу от телесных наказаний и от постоев. Законодательно было закреплено потомственное замещение приходов. Духовенство было обязано получить образование. К середине XVIII в. церковь превращается по сути в полицейский орган. Полученную на исповеди информацию священники должны были докладывать властям.
Городское население и крестьянство
В XVIII в. наблюдается рост и консолидация городского населения, повышается влияние его верхушки в жизни государства. Власти уделяли значительное внимание растущему слою промышленников и купечества. Их правовое положение регулировалось Регламентом главному магистрату 1721 г.
Все торгово-промышленное население подразделялось на разряды: регулярные граждане, подразделялись на гильдии: банкиры, врачи, аптекари, купцы, ведущую крупную торговлю, художники; ремесленники и мелкие торговцы; нерегулярные граждане - духовенство, дворянство, служилое население, «подлые» люди (обслуга и наемные работники).
Все крестьяне подразделялись на группы:
- государственные;
- частновладельческие;
- экономические;
- дворцовые, или удельные;
- посессионные.
Крестьяне представляли собой особое бесправное сословие. Они не могли вступать в договора подряда и откупа, не могли приобретать недвижимость, выдавать векселя, торговать своими продуктами, открывать заводы и фабрики. Крестьяне были обязаны выполнять целый ряд повинностей: рекрутскую, подушную, подводную, постойную, почтовую, караульную, дорожную и т.д.
Законодательство окончательно закрепляло крепостное право. За укрывательство беглых крестьян была введена смертная казнь. Репрессивные законы вызывали рост крестьянского недовольства.
Государственный строй России конца XVII — начала XIX вв.
Абсолютная монархия является последним этапом в развитии феодализма. В России при абсолютной монархии завершился процесс концентрации всей полноты власти в руках монарха, формирование новой системы управления, создание постоянной полиции и армии, административно-территориальное деление.
Социальной основой системы управления стали бюрократия, дворянство и нарождающаяся буржуазия. Монарх обладал всей полнотой власти: законодательной, судебной и исполнительной.
Высшим законосовещательным, судебным и исполнительным органом, замещающим царя в его отсутствие с 1711 года стал Сенат. Он состоял из 9 членов (гражданских и военных чинов). Сенат контролировал торговлю, финансы, приток доходов, осуществлял высший надзор за судами и следил за деятельностью губернаторов. Для негласного контроля за Сенатом был создан фискалитет. С 1722 г. был учрежден пост генерал-прокурора - главы Сената, высшей контролирующей инстанцией.
В 1726 г. был создан Верховный Тайный Совет, которому подчинялся Сенат. Кабинет министров выполнял совещательные функции. При Петре III был создан Императорский Совет, выполняющий функции государственного управления. В 1769 г. он был заменен Советом при высочайшем дворе.
По управлению государством значительную работу осуществлял Кабинет, являющийся собственной канцелярией Петра Великого. Исходившие из Кабинета акты (уставы, указы и т.д.) имели силу законов. В системе государственного устройства Кабинет действовал с незначительными изменениями вплоть до 1905 г.
Центральными органами управления до начала XVIII в. были приказы. Однако, их сложная и громоздкая система, смешение функций, несогласованность в работе приводили к путанице и неразберихе. Петр I отменил приказы и взамен создал систему управления из центральных ведомств.
В 1717–1718 гг. были образованы коллегии: Адмиралтейств, Военная, Берг, Камер, Мануфактур, Иностранных дел, Штатс-контор, Юстиц и Ревизион. В последующие пять лет появились Главный магистрат, Вотчинная коллегия, Духовная коллегия и Малороссийская коллегия.