Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Административные реформы Петра

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Реформы Петра I / Административные реформы Петра
Административные реформы Петра
Определение 1

Административные реформа Петра – это комплекс мер, направленных на строительство эффективной системы органов исполнительной власти на основе четкой регламентации их функционирования

Петр I вошел в историю как великий реформатор, но многие историки говорят о том, что во многом его реформы не были его личной инициативой, все эти преобразования были обусловлены предшествующим развитием страны. В жизни каждого государство случается переходный период, так вот в России это случилось во время правления Петра.

Петр I полностью преобразовал систему государственного управления, были созданы специальные коллегии, прообразы будущих министерств: военная, морская, торговых дел, юстиции, иностранных дел. Во время правления Петра I страна вышла на путь реформ. Большое значение, в реформаторской деятельности Петра, имели его административные реформы.

Готовые работы на аналогичную тему

Упразднение Боярской думы

В самом начале своего царствования Петр I сталкивается с медленной бюрократией в лице Боярской думы, её деятельность была очень нерешительной для эффективного управления страной, такой расклад, конечно, не устроил государя, это и положило начало масштабной административной реформе.

Первое время Петр упразднял приказы или менял их на новые, так появляется Ближняя канцелярия – учреждение, осуществляющее контроль над финансовой деятельностью приказов. Боярская дума перестала существовать в 1704 году, а вся реальная власть сосредоточилась в руках канцелярий.

Петр I. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Петр I. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

С приходом к власти Петра I стиль и методы управления начали видоизменяться, и если раньше многие решения принимала Боярская дума, то теперь этим занималась команда ближайших сподвижников царя. В 1699 году было собрано особое ведомство городов. Указом было установлено самоуправление для городского купечества и для населения приморских городов. Была отменена власть воевод, теперь судить и собирать налоги могли лишь выборные бурмистры.

Возглавила новую систему органов Московская ратуша, которую выбрали московские купцы, в её ведении находились поступления доходов с городов государства и всеобщий надзор за деятельностью органов самоуправления. Возглавил московскую Ратушу обер-инспектор ратушного правления Алексей Курбатов, постепенно Петр утратил доверие к Ратуше и пришел к решению перенести большую часть управления на места, так как посчитал, что человеку «сложно одному глядеть за всем».

В 1707 году, был издан указ, согласно которому происходит территориальное разделение земель, начинают образовываться губернии, после их появления начинается реформа областного управления, которая завершилась лишь в 1719 году.

Страна была разделена на губернии, всего их было 8, в свою очередь эти губернии делились на провинции, а провинции на уезды. В каждой губернии главой был губернатор, наделенный административными полномочиями, он также командовал войсками, которые были закреплены за губернией.

Возглавлял губернию губернатор, который был наделен административно – судебными полномочиями и являлся главнокомандующим прикрепленных к его губернии войск. Провинции возглавляли воеводы. В уездах же бал правил земский комиссар, который избирался из дворян. Количество приказов продолжало сокращаться, а их функции переходили к губернаторам.

Коллегии при Петре

В 1712 году с помощью участия иностранных советников была сделана попытка создать Торговую коллегию, лучшие чиновники и юристы из европейских стран были приглашены в Россию для работы в государственных учреждениях, а образцом для выработки собственных правил была выбрана шведская система коллегий, которая в то время считалась одной из самых продуктивных во всей Европе.

Каждая коллегия состояла из нескольких чиновников, которые подчинялись генерал-губернатору, входившему в Сенат. Всего было 12 коллегий. Создание коллегиальной системы завершило процесс централизации власти и бюрократизации государственного аппарата, распределение ведомственных функций, одинаковые нормы деятельности (по регламенту) – всё это сильно отличало новый аппарат от предыдущей приказной системы.

В марте 1711 года Петр создаёт Правительственный сенат, который представлял из себя собрание из 9 человек, которых назначал царь, позже Сенат станет собранием президентов коллегий – сенаторов, его основной функцией было управление страной во время отсутствия царя, после он становится постоянным учреждением.

Табель о рангах

В 1722 году были введены должности генерал–прокурора и обер-прокурора Сената, эти должности должны были стать правой рукой государя и вести надзор за Сенатом, который был наделен судебной, административной и законодательной властью.

Важное место в административных реформах Петра занял закон, который был принят в этом же году. Это закон "Табели о рангах". Табель выделял три рода госслужбы:

  • гражданская;
  • военная;
  • военно-морская.

Служба становится единственным способом на пути к государственным чинам. Табель о рангах, был некой карьерной лестницей того периода, всего было 14 рангов, так простолюдин получивший офицерский чин или 8 ранг на гражданской службе автоматически становился дворянином, в этом плане Табель о рангах был весьма неплохим законом.

Значение административных реформ

Во время царствования Петра I абсолютная власть монарха в стране заметно укрепилась, а в 1721 году Петр I получил титул Императора, Россия с этого времени начинает именоваться Империей, это еще сильней укрепило самодержавие в стране. Несмотря на это, многие исследователи и историки считают административные реформы Петра самым слабым местом во всех его преобразованиях. Все реформы следовали друг за другом, но население страны при этом жить лучше не стало, материальное положение простых людей оставляло желать лучшего.

Петр относился к государственным учреждениям как к военной системе. К законам и указам как к уставу. К чиновникам как к солдатам. Сам Петр предпочитал повседневной одежде военную форму – и думал часто как солдат. Отсутствие системы при проведении административных реформ и спешка сбивали его с толку, одни приказы заменяли другими или вовсе отменяли их, а учреждения в основном дублировали деятельность друг друга.