«Великие реформы» — это масштабные внутренние преобразования в Российской империи, проведённые в эпоху правления императора Александра II.
К реформам Александра II относятся:
- Отмена крепостного права (1861);
- Финансовая реформа (1863);
- Реформа высшего образования (1863);
- Реформа образования (1864);
- Земская реформа (1864);
- Судебная реформа (1864);
- Цензурная реформа (1865);
- Реформа городского самоуправления (1870);
- Реформа среднего образования (1871);
- Военная реформа (1874).
Эти преобразования решили ряд социально-экономических проблем, проложили дорогу для развития капитализма, расширили границы правового государства и гражданского общества, однако так и не были доведены до конца.
Под влиянием консерваторов к концу правления Александра II некоторые реформы были свернуты.
Отмена крепостного права
19 февраля 1861 года император Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей».
Манифест сопровождался рядом актов, касающихся вопросов освобождения крестьян. Основные положения крестьянской реформы:
- крепостные крестьяне получили свободу и право распоряжаться имуществом;
- помещики сохранили собственность на все земли, однако были обязаны предоставить крестьянам в пользование усадьбу и полевой надел;
- крестьяне за пользование надельной землёй были должны отбывать барщину или платить оброк и не могли отказаться от неё в течение 9 лет;
- размеры повинностей и полевого надела фиксировались в уставных грамотах, составляемых помещиками на каждое имение и проверяемых мировыми посредниками;
- крестьяне получили право выкупа усадьбы и полевого надела, до осуществления выкупа они именовались «временнообязанными»;
- определялись структура органов крестьянского управления.
Отмена крепостного права легла в основу модернизации страны.
Великие реформы
В начале 1862 года впервые в истории страны был опубликован государственный бюджет. Министр финансов М. X. Рейтерн являлся сторонником поощрения частного предпринимательства.
В 1863 году университеты получили либеральный устав, предоставивший широкую автономию, включавшую выборность ректора, деканов факультетов, профессоров, свободу в распределении денежных средств. Вузы могли получать литературу из-за границы и издавать труды без цензурного контроля. Совет университета сам решал административно-хозяйственные, научные и учебные вопросы, а представитель правительственной администрации лишь наблюдал за его работой.
Школьная реформа 1864 года ввела равенство в среднем образовании для представителей всех сословий и вероисповеданий. В классических гимназиях упор был сделан на изучение гуманитарных дисциплин, в реальных гимназиях — на точные и естественные науки. После окончания гимназий в университеты поступали без экзаменов. Обучение в гимназиях и вузах преимущественно было платным. Начальное образование можно было получить в министерских, земских и церковно-приходских школах.
Земской реформой 1864 года началось создание земских органов самоуправления, избираемых населением и занимавшихся местными проблемами.
Городская реформа в 1870 году создала городское выборное самоуправление, строившееся на тех же принципах, что и земское.
Судебная реформа стала наиболее последовательной из всех реформ 60–70-х годов XIX в. Рассмотрение судебных дел было устным, публичным, состязательным, гласным. В процессе принимали участие судья, прокурор, адвокат, присяжные заседатели. Мировые судьи решали мелкие гражданские дела. В судопроизводстве признавался принцип презумпции невиновности.
Реформу печати начала отмена в 1865 году предварительной цензуры для столичной прессы и книг. Вводилась карательная цензура, теперь стали наказывать за опубликованные материалы. Для массовых народных изданий и провинциальной печати цензура сохранялась. Оставалась и духовная цензура. Однако печать в этот период стала более свободной.
Военную реформу осуществлял Д. А. Милютин. В 1874 году рекрутскую повинность заменила всеобщая воинская обязанность, распространявшаяся без различия сословий на все мужское население, достигшее 20 лет. Проходило перевооружение, было реорганизовано военное управление, совершенствовалась система военных судов, улучшалась работа военных учебных заведений. Срок службы зависел от образования. Студенты освобождались от воинской службы, однако обычно служили полгода в качестве вольноопределяющихся.
Деятельность Александра II в оценках современников
Деятельность императора Александра II вызвала среди современников огромное количество споров, в плане необходимости реформ, их завершенности и исторического значения.
Все современники сходились во мнении, что отмена крепостного права и последовавшие за ней реформы — это «поворотный пункт», «перелом» истории России. Фундаментальная наука до сих пор признает термин «Великие реформы».
Что толкнуло императора и самодержавную монархию на отмену являвшегося ее фундаментом крепостного права — вопрос выясненный уже в XIX веке. Крылатое выражение В.О. Ключевского «Севастополь ударил по застоявшимся умам» относилось ко всем слоям общества, в том числе и власти. Поражение в Крымской войне (1853-1856 гг.) обнажило отставание России от европейских стран. Историк М.П. Погодин также вынес свой приговор старому устройству государства: «прежняя система отжила свой век».
Деятельность Александра II в целом современники оценили очень высоко. По инициативе крестьянских, земских и городских обществ в его честь были сооружены памятники во многих селах и городах.
Однако большая часть населения не была готова принять перемены в формате, который давала власть, а именно их неполноту и незавершенность.
Огромен объем источников и литературы об Александре II огромны. Его царствование отражено в мемуарах многих ведущих деятелей эпохи, от А. М. Горчакова, великого князя Константина Николаевича и П. А. Валуева до М. Т. Лорис-Меликова и Д. А. Милютина.
Слева политику царя резкой критике подвергли революционеры, начиная с А. И. Герцена и кончая Н .Г. Чернышевским. Ополчились на него и правые консерваторы и реакционеры, начиная с И. С. Аксакова и заканчивая К. П. Победоносцевым и М. П. Погодиным.
Среди апологетических работ можно назвать фундаментальные труды Н. П. Семенова, С. С. Татищева, И. И. Иванюкова. С либеральных позиций критический обзор правления Александра II дан в работах А. А. Корнилова, М. К. Лемке, Ю. В. Гессена, и многих других.
А.А. Корнилов отмечал:
«Крестьянская реформа, несмотря на все ее несовершенства, была колоссальным шагом вперед; она являлась и крупнейшей заслугой самого Александра, в годы ее разработки выдержавшего с честью натиск крепостнических и реакционных стремлений и обнаружившего при этом такую твердость, на которую лица, его окружавшие, по-видимому, не рассчитывали»
Бессословные земство и город, привлекая разные слои населения к работе на общую пользу, содействовали скреплению общественных групп и классов в единое тело. В этом отношении городская и земская реформы были таким же великим делом, как и крестьянская реформа. Они положили конец преобладанию дворян, демократизировали общество, привлекли к работе на государственную пользу новые слои общества.