Причины секуляризации
Секуляризацией называют изъятие государством церковной собственности.
В России секуляризация была болезненным вопросом на протяжении всего $XVIII$ в. Однако Екатерина II, действовавшая с оглядкой на запад, все же провела ее. В европейской политике Просвещенного абсолютизма секуляризация была обязательным моментом и проводилась жестко.
Помимо желания идти в ногу со временем для проведения секуляризации в Российской империи были и более объективные причины, а именно желание наполнить казну, ведь церковь обладала слишком большим количеством земли, освобожденной от налога.
Ну и кроме того, разнообразные излишества, не раз становившиеся причиной социальных всплесков, не соответствовали религиозному принципу нестяжательства.
Еще Елизавета Петровна началась подготовкой этой болезненной для многих реформы в $1757$ г. После ее смерти, Пётр III повелел процесс разработки реформы ускорить и издал указ о передаче недвижимых церковных имуществ в ведомство Сената и о прекращении дотирования монастырей, которые не в силах себя обеспечивать.
Ход реформы
Заняв трон путем переворота, Екатерина II сначала оставила вопрос о секуляризации, т.к. пыталась использовать духовенство в своих целях. Но монастырских крестьян, страдавших от обилия несправедливых повинностей, было не остановить, начались волнения. Кроме того, дворянство, главная опора императрицы, также не скрывало положительного отношения к секуляризации, т.к. понимало важность наполнения казны.
В результате, в конце $1762$ г. вновь была создана комиссия по рассмотрению этой проблемы.
Отметим при этом, что духовенство уже не имело политической силы, как ранее, например, еще в $XVII$ в. Никто из иерархов, несмотря на горечь и возмущение от проекта реформы, не выступил против нее. Только архиепископ Ростова Арсений Мацеевич сравнил в этой связи Екатерину II с Иудой.
$26$ февраля $1764$ года императрицей Екатериной II был издан указ о церковных владениях. Он предусматривал следующее:
- Передача всех имений Священного Синода, монастырей и приходов государственной Коллегии экономии.
- Отстранение церковных учреждений от управления имениями, монастырями и приходами.
- Поручение крестьян, проживавших в церковных имениях, в ведение Коллегии экономии. Такие крестьяне стали именоваться «экономическими» и с $1764$ года обязаны были платить по $1,5$ руб. подушного оклада в государственную казну.
- Выделение определенной суммы Коллегией экономии для содержания церковных учреждений. Монастыри и епархии разделялись на три класса по уровню данного содержания.
Так, в ходе секуляризационной реформы были упразднены $418$ монастырей, $226$ монастырей стали получать от государства деньги на содержание, еще $310$ монастырей должны были существовать на добровольные пожертвования. Такие монастыри назывались заштатные (монастыри за штатом).
После выхода следующего распоряжения $31$ марта $1764$ года, заштатные монастыри также были разделены на три класса: $20$ монастырей – первого класса, $56$ монастырей – второго и $85$ – третьего, и существовали за счет добровольных приношений или небольшой земли, обрабатываемой монахами лично. Остальные $149$ монастырей упразднились.
Последствия реформы
Финансовое положение монастырей стало определяться делением на штаты и классы, что привело к появлению разных типов как монастырей, так и самих монахов. Финансирование штатных монастырей было слишком мало, но настоятели не решались сообщать это Синоду, чтобы избежать упразднения монастыря. Из-за финансовых проблем приходилось сокращать число монахов, и монастыри стали разрушаться и безлюдеть.