
Причины секуляризации
Секуляризацией называют изъятие государством церковной собственности.
В России секуляризация была болезненным вопросом на протяжении всего XVIII в. Однако Екатерина II, действовавшая с оглядкой на запад, все же провела ее. В европейской политике Просвещенного абсолютизма секуляризация была обязательным моментом и проводилась жестко.
Помимо желания идти в ногу со временем для проведения секуляризации в Российской империи были и более объективные причины, а именно желание наполнить казну, ведь церковь обладала слишком большим количеством земли, освобожденной от налога.
Ну и кроме того, разнообразные излишества, не раз становившиеся причиной социальных всплесков, не соответствовали религиозному принципу нестяжательства.
Еще Елизавета Петровна началась подготовкой этой болезненной для многих реформы в 1757 г. После ее смерти, Пётр III повелел процесс разработки реформы ускорить и издал указ о передаче недвижимых церковных имуществ в ведомство Сената и о прекращении дотирования монастырей, которые не в силах себя обеспечивать.
Ход реформы
Заняв трон путем переворота, Екатерина II сначала оставила вопрос о секуляризации, т.к. пыталась использовать духовенство в своих целях. Но монастырских крестьян, страдавших от обилия несправедливых повинностей, было не остановить, начались волнения. Кроме того, дворянство, главная опора императрицы, также не скрывало положительного отношения к секуляризации, т.к. понимало важность наполнения казны.
В результате, в конце 1762 г. вновь была создана комиссия по рассмотрению этой проблемы.
Отметим при этом, что духовенство уже не имело политической силы, как ранее, например, еще в XVII в. Никто из иерархов, несмотря на горечь и возмущение от проекта реформы, не выступил против нее. Только архиепископ Ростова Арсений Мацеевич сравнил в этой связи Екатерину II с Иудой.
26 февраля 1764 года императрицей Екатериной II был издан указ о церковных владениях. Он предусматривал следующее:
- Передача всех имений Священного Синода, монастырей и приходов государственной Коллегии экономии.
- Отстранение церковных учреждений от управления имениями, монастырями и приходами.
- Поручение крестьян, проживавших в церковных имениях, в ведение Коллегии экономии. Такие крестьяне стали именоваться «экономическими» и с 1764 года обязаны были платить по 1,5 руб. подушного оклада в государственную казну.
- Выделение определенной суммы Коллегией экономии для содержания церковных учреждений. Монастыри и епархии разделялись на три класса по уровню данного содержания.
Так, в ходе секуляризационной реформы были упразднены 418 монастырей, 226 монастырей стали получать от государства деньги на содержание, еще 310 монастырей должны были существовать на добровольные пожертвования. Такие монастыри назывались заштатные (монастыри за штатом).
После выхода следующего распоряжения 31 марта 1764 года, заштатные монастыри также были разделены на три класса: 20 монастырей – первого класса, 56 монастырей – второго и 85 – третьего, и существовали за счет добровольных приношений или небольшой земли, обрабатываемой монахами лично. Остальные 149 монастырей упразднились.
Последствия реформы
Финансовое положение монастырей стало определяться делением на штаты и классы, что привело к появлению разных типов как монастырей, так и самих монахов. Финансирование штатных монастырей было слишком мало, но настоятели не решались сообщать это Синоду, чтобы избежать упразднения монастыря. Из-за финансовых проблем приходилось сокращать число монахов, и монастыри стали разрушаться и безлюдеть.
