Германия после Крестьянской войны
Крестьянская война закончилась поражением, но учение Лютера взяли на вооружение территориальные князья. Они воспользовались требованием секуляризации церковной земли для укрепления своей независимости от императора и наращивания экономической мощи. В 1526 году рейхстаг принимает решение предоставить имперским чинам разрешение вести себя при решении вопросов о религии так, как «если бы они несли ответственность лишь перед Богом и императором». Практически было легализовано лютеранское учение.
Лютер со своим единомышленником Меланхтоном в некатолических землях стали проводить так называемые «церковные проверки». Они инспектировали деятельность школьных учителей и университетских преподавателей, церковных служащих и проповедников на предмет их убеждений. Впервые подобная проверка была осуществлена в Саксонии в 1526 году. Проверки подтолкнули к ускорению проведения секуляризации церковных земель. Часть церковного имущества передавалась в руки дворянства, часть перешла горожанам, остатки направлялись на содержание школ, университетов и проповедников.
Гонения на католическую церковь, секуляризация её земель вызвали противодействие со стороны католиков. Император Карл V высказал их общее требование на Шпейерском рейхстаге в 1529 году:
- прекратить секуляризацию земель;
- обязать все немецкие княжества проводить церковные службы по католическому образцу.
Сторонники Мартина Лютера высказали протест. Этот шаг дал название всем сторонникам Реформации – протестанты. Их поддержали некоторые князья-католики. Вместе они усилили давление на императора с целью возобновления секуляризации.
«Аугсбургское вероисповедание»
В 1530 году в Аугсбурге собрался сейм. С представление основ лютеранства выступил Филипп Меланхтон. Его сочинение получило название «Аугсбургское вероисповедание». В нём были изложены принципы протестантизма:
- во главе церкви на своей территории стоит князь, а не папа римский;
- протестантская литургия заменяла католическую мессу;
- вместо семи католических таинств сохранялись только крещение и причастие.
Против Меланхтона выступил лидер католиков И. Эком. Начался новый виток религиозного противостояния.
В 1531 году в Шмалькальдене протестантские города и князья объединились в союз. Количество его членов постоянно увеличивалось. Вскоре Карл V понял, что Шмалькальденский союз угрожает его власти. В 1547 году состоялось сражение около Мюльберга, в котором имперские войска нанесли союзническим войскам поражение. После этого союз распался. Император попытался уничтожить все завоевания Реформации. Против него выступили не только протестанты, но и католики под руководством герцога Морица. В 1552 году Карл V, опасаясь за свою жизнь, вынужден был бежать из своей резиденции.
Аугсбургский религиозный мир
Выход из политического кризиса был найден на Аугсбургском рейхстаге 1555 года. Там был принят религиозный мир, расширявший власть князя на выбор религии. С этгот времени только князь мог определить религиозную принадлежность своих подданных. Была узаконена формула: «Чья власть, того и вера».
После Аугсбургского религиозного мира в Германии княжества разделились на две группы:
- протестантские – Пруссия, Саксония, Бранденбург, Гессен, Брауншвейн, Вюртенберг, северогерманские княжества и Пфальц (Верхний и Нижний);
- католические – Бавария, Франкония, наследственные владения дома Габсбургов, духовные земли на Рейне и Северо-Западная Германия.
Протестантские княжества традиционно выступали против усиления власти Габсбургов. Конфессиональные противоречия были снижены, хотя не искоренены полностью.