Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Церковная реформа Петра I

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Церковная реформа Петра I
Определение 1

Церковная реформа Петра I – это комплекс преобразований, проведенных в церковной системе Петром I.

Положение Церкви до реформ Петра I

В конце XVII в. церковь находилась в некотором кризисе, что было связано с ее положением в обществе, фактическим отсутствием системы религиозного просвещения и образования, а также церковным расколом, который продолжался с 1650-х годов. В целом, церковь находилась на привилегированном положении, владея достаточным объемом земель и не уплачивая налоги. Самостоятельная и влиятельная политика патриарха угрожала власти царя, поэтому еще Алексей Михайлович понимал необходимость реформ, однако на активные действия так и не решился, хоть и несколько ограничил права церкви: был прекращен переход земли к церкви и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Петр I в силу свой энергичной политики переходит к радикальным мерам. В основном, он был заинтересован в умножении финансовых средств для ведения Северной войны со Швеций и проведения дальнейших реформ. Достаточное количество финансов можно было получить от церкви.

Петр стремился к государству, которое будет основано на западноевропейских обычаях, а это не предполагало значительную роль церкви. К тому же, большинство представителей духовенства выступали против петровских реформ, что еще больше усугубляло ситуацию. Со временем недовольство духовенством усилилось: Петр даже стал основную часть своих проблем при проведении преобразований приписывать тайному сопротивлению духовенства.

В 1707 г. митрополит Нижегородский Исаия за протесты против действий Монастырского приказа в своей епархии был лишен кафедры и отправлен в Кирилло-Белозерский монастырь

Ударом по духовенству было дело сына Петра, Алексея, с именем которого многие церковники связывали надежды на восстановление прежних порядков. Алексей поддерживал связь с митрополитом Крутицким Игнатием, митрополитом Киевским Иоасафом, епископом Ростовский Досифеем. Однако после ареста Алексея и проведения следствия некоторые церковники были казнены или сосланы.

Содержание реформы

В 1700 г. умер патриарх Адриан, после чего Петр не стал назначать ему преемника.

В 1701 г. был восстановлен Монастырский приказ, в ведение которого перешли Патриарший двор, архиерейские дома и хозяйства. Главой же приказа был назначен боярин И.А. Мусин-Пушкин.

Позже выходит ряд указов, которые значительно сокращали самостоятельность церкви. Особенное внимание было сосредоточено на монастырях:

  • монахи были приписаны к своим монастырям;
  • из монастырей были выселены непостриженные;
  • женщинам разрешилось уходить в монастырь только после 40 лет;
  • хозяйство монастырей передавалось в подчинение Монастырскому приказу;
  • в богадельнях надо было оставить только больных и немощных;
Замечание 1

Монастырям выделялось жалование (денежное и хлебное) из государственной казны, но церкви запрещалось владеть вотчинам и угодьями.

Раскольники больше не подвергались гонениям, но было установлено, что они будут платить двойной налог. Остальным представителям других религий было разрешено свободное вероисповедание.

Для поднятия уровня нравственности все были обязаны ежегодно исповедоваться, а за уклонение должны были уплачивать штраф. В 1718 г. на службах в церкви было предписано стоять «с благоговением и в безмолвии», а за нарушение опять же взимался штраф. Вообще Петр I любил праздновать свои военные победы церковными богослужениями. Например, сообщения о победе в Полтавской битве сопровождались молебном и пятидневным церковным звоном.

Петр также активно боролся с нищенством. Все, кто просил милостыню, отправлялись в Монастырский приказ, а тем, кто ее подавал, предлагалось направить деньги в богадельни.

Включение Церкви в государственную систему

Как известно, Петр старался все регламентировать и унифицировать, что в частности касалось государственной административной системы, в которую должна была быть включена и церковь.

В 1711 г. был учрежден Сенат, среди функций которого были:

  • руководство работой администрации;
  • законосовещательная деятельность;
  • высшая судебная власть.

Также Сенат поначалу обладал и высшей духовной властью. В 1711 г. блюстителю патриаршего престола было запрещено ставить архиерея без разрешения Сената. Сенат начинает сам строить церкви, направляет игуменов и игумений в монастыри.

При создании коллегиальной системы внимание было уделено и Церкви. В 1721 г. была учреждена Духовная коллегия, которая вскоре получила новое название – «Святейший правительствующий Синод». Этот орган стал высшим учреждением по церковному управлению. Позже был издан Регламент Духовной коллегии, согласно которому определялся состав Святейшего Синода:

  • двенадцать «правительствующих особ», трое из которых архиереи;
  • президент, два вице-президента, четыре советника и пять асессоров (как и в гражданских коллегиях).

Президентом Синода стал митрополит Стефан, но влияния на дела он фактически не имел; вице-президентом стал Феодосий, архиепископ Новгородский.

Замечание 2

По своему устройству Синод был аналогичен коллегиям. Для надзора за его деятельностью был назначен обер-прокурор. Кроме того, были учреждены духовные фискалы.

Итак, в результате петровских реформ институт церкви и сословие духовенства претерпевают значительные изменения. Во-первых, духовенство стало таким же сословием, как и остальные, со своими правами и обязанностями. Монастыри потеряли многие свои привилегии и удобства, так как у них отняли некоторые земли и прикрепили к монастырям. Вся церковная иерархия подчиняется государству, которое унифицирует эту систему. Церковь официально входит в состав государственного аппарата: лучшим тому примером служит Синод. Создание Синода по подобию гражданских государственных учреждений демонстрировало политику петровских времен – подчинение государству и введение церкви в жесткие рамки. Петр I был одним из первых русских правителей, которые проводили политику церковной секуляризации. Впоследствии это будет активно поддержано Екатериной II, которая отберет у церкви все земли.