Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности женского образования в Смольном институте благородных девиц XIX века

Определение 1

Смольный институт благородных девиц — это первое женское учебное заведение России, которое положило начало отечественному женскому образованию.

Также это первое европейское государственное учебное заведение, в котором обучались девушки.

Институт при Екатерине Великой

Первоначально институт назывался «Императорское воспитательное общество благородных девиц». Общество основано по инициативе И. Бецкого, в соответствии с подписанным Екатериной Второй указом от 5 мая 1764 года. В указе говорилось, что Общество создано для того, чтобы государству «дать образованных женщин, хороших матерей, полезных членов общества». Название происходит от Смольного двора, построенного Петром I в 1725 году близ Смольной деревни, в которой располагался дегтярный завод.

Екатерина, поклонница идей Локка, Монтеня и Фенелона, хотела учредить учебное заведение аналогичное Сен-Сирскому институту под Парижем. Согласно уставу поступать в заведение должны были дети не старше шестилетнего возраста и оставаться в нем двенадцать лет, причем родители давали расписку, что не будут требовать детей назад до истечения срока ни под каким предлогом. Императрица полагала, что удалив на долгий срок девочку от невежественной среды и вернув туда облагороженную развитую девушку, можно сформировать «породу людей» и способствовать смягчению нравов. Сенату повелевалось напечатать и разослать устав заведения по губерниям, городам и провинциям, «чтобы каждый дворянин, если пожелает, поручить своих дочерей в младенческих годах учрежденному воспитанию». Указом предусматривалось воспитание двухсот благородных девиц в Новодевичьем монастыре.

В 1765 году при институте, первоначально учрежденном как привилегированное закрытое учебное заведение для дочерей дворянской знати, было открыто отделение «для девиц мещанских» (дочерей недворянских сословий, за исключением крепостных крестьян). Строительством здания для Мещанского училища занимался архитектор Ю. Фельтен.

«Особенности женского образования в Смольном институте благородных девиц XIX века» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Дальнейшая история Смольного института

Институт в 1796 году перешел в Ведомство учреждений императрицы Марии.

Для института в 1806 году было построено здание по проекту архитектора Дж. Кваренги.

В Смольный институт принимались дочери лиц чинов не ниже действительного статского советника или полковника на казенный счет и дочери потомственных дворян за ежегодную плату, и готовились для светской и придворной жизни.

В 1848 году в институте был открыт педагогический двухгодичный класс для подготовки учительниц, а мещанское отделение преобразовано в Санкт-Петербургское Александровское училище (Александровский институт с 1891).

В 1859—1862 годах К. Д. Ушинский был инспектором классов института, проведя в нем прогрессивные преобразования (новый учебный семилетний план с большим количеством часов, отведенных на географию, русский язык, естествознание, историю и др.). С вынужденным уходом Ушинского из института его основные преобразования ликвидировались.

Смольный после 1917 года

Институт в октябре 1917 года под руководством княгини В. Голицыной переехал в Новочеркасск. В 1919 году там прошел последний выпуск, летом преподаватели и оставшиеся воспитанницы вместе с Белой армией покинули Россию. Институт был возобновлен в Сербии, где работал до 1932 года.

Особенности обучения в Институте благородных девиц

Первоначально воспитанницы были разделены на четыре группы по возрастам:

  • 6-9 лет;
  • 9-12 лет;
  • 12-15 лет;
  • 15-18 лет.

Все воспитанницы института от учреждения получали форму определенных цветов: кофейного в младшем возрасте, темно-синего во втором, голубого в третьем, белого в старшем возрасте. Коричневым цветом символизировалась близость к земле, и он был для младших детей особенно практичен. Светлые цвета говорили о возрастающих образованности и аккуратности. Родители или родственники, определившие девочку в институт, были должны написать расписку, что не будут требовать ее обратно.

Особенное внимание при обучении обращалось на отечественный и иностранные языки, Закон Божий. В программу также входило обучение русской словесности, арифметике, географии, музыке, истории, рисованию, танцам, светским манерам, разным видам домоводства. Главное внимание обращалось на нравственное воспитание.

Позже срок обучения сократился до 9 лет; императрица Мария Федоровна полагала, что «дети в продолжение долгого времени отвыкают от родителей, что возвращаются домой по окончании курса с отвращением» и в 1797 году ликвидировался младший возраст. Воспитанницы теперь разделялись на три возраста: «голубой», «серый» и старший «белый»; в «мещанское отделение» принимались девочки с 10 лет.

На выпускном экзамене смолянок присутствовали император и члены императорскрй семьи. Первый выпуск состоялся 30 апреля 1776 года. После окончания института лучшие выпускницы награждались «шифром» — золотым вензелем в виде инициала Екатерины II, который носился на белом банте с золотыми полосками; среди первого выпуска «шифр» получили восемь воспитанниц: Молчанова, Алымова, Левшина, Рубановская, Еропкина, Борщова, Нелидова и фон Вальштейн. В дальнейшем шифр могли получить от 6 до 10 лучших воспитанниц выпуска.

Согласно мнению заведующей научно-экспозиционным отделом музея «Смольный» О. Федоровой, институтки рады были вырваться на свободу, о которой мечтали.

Некоторые воспитанницы становились придворными фрейлинами.

Институтский учебный курс приравнивался к курсам женских гимназий.

Дата последнего обновления статьи: 04.12.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot