Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Культура и быт России XVII в.

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Культура и быт России XVII в.
Культура и быт России XVII в.

В XVII в. Россия представляла собой аграрную страну, где подавляющее число населения составляли крестьяне, со слабым развитием городов, сильной и централизованной властью царя, большим влиянием церкви.

Замечание 1

Тем не менее XVII в. стал переломным для развития культуры в России. Смута оказала большое влияние на умонастроения народа, подняв в нем патриотизм, укрепив осознание ответственности за судьбу своей Родины. В этих условиях началось рождение личности. Медленно, но верно Россия присоединялась к общеевропейскому движению. Развивалась жизнь в городе, формировался общероссийский рынок, объединявший страну.

Образование и литература

Большая часть населения в этот период была неграмотна, но народное творчество развивалось – фольклор, народная музыка, деревянное зодчество, ремесло. Создавались пословицы, поговорки, сказки, где отражались не только древние события, но и недавние – о Ермаке, о Скопине-Шуйском, Разине и т. д.

Готовые работы на аналогичную тему

Тем не менее минимальный уровень образованности был. Народ обучали дьячки, духовные лица. Зажиточные слои населения для обучения могли нанимать учителей. С 1640-х гг. появляются школы при церквях и монастырях. Для обучения членов царской семьи приглашались просветители: так, умнейший человек того времени Симеон Полоцкий был воспитателем детей Алексея Михайловича – Федора и Софьи. Благодаря его деятельности в 1680-х гг. также появилась Славяно-греко-латинская академия. Большую роль в развитии просвещения играл и Д.М. Ртищев.

Возрастало и количество печатной продукции, что способствовало распространению знаний. Также в появилась первая рукописная газета «Куранты», которую читали придворные.

В этот период продолжают создаваться литературно-исторические произведения. Авраамий Палицын, руководивший обороной Троице-Сергиева монастыря во время Смуты создает «Сказание», где рассказывалось об этом периоде. На эту же тему дьяк И. Тимофеев пишет «Временник». Также выходит «Повесть об Азовском сидении донских казаков». В этих произведениях отражаются характеры и замыслы героев – Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Ермака и пр.

Большая популярность по-прежнему остается у жанра «житий». Известность в то время приобрело «Житие» протопопа Аввакума, которое он написал сам о себе, то есть эта была одна из первых в русской литературе автобиографий.

Распространяются сказания сатирической и комической направленности: например, «Азбука о голом и небогатом человеке», «Повесть о Шемякине суде» (сатира на жадность судей), «Служба кабаку» (осуждение пьянства).

Появляется светская повесть, первые поэтические сборники: в 1680 г. С. Полоцкий выпустил авторский сборник стихов.

Архитектура, живопись, театр, музыка

В XVII в. активно развивается каменная архитектура, хотя и о деревянной не забывают. Именно в этот период свой законченный вид приобретают ансамбли Троице-Сергиева, Новодевичьего, Иосифо-Волоколамского монастырей. В Москве строятся:

  • новый кремлевский дворец в виде терема в три этажа, с шатровой надстройкой;
  • каменные палаты (боярина Голицына, дьяка А. Кириллова);
  • церкви (храм Троицы в Никитниках, Рождества в Путниках).

Во второй половине XVII в. появляется новый архитектурный стиль – нарышкинское барокко. Этот стиль ввел Лев Кириллович Нарышкин, брат Натальи, жены царя. Для этого стиля характерна отделка зданий белокаменной резьбой по кирпичной кладке, что делает постройку пышной и величественной. Примерами этого стиля служат церковь Покрова в Филях и палаты Нарышкиных на Петровке.

В XVII в. достигает высокого развития иконописная живопись, а также появляется реалистичное направление. Наиболее известным русским художником стал Симон Ушаков, который привнес реализма и в церковную живопись.

Появляется жанр портрета, представленный «парсунами», на которых изображены Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, царевна Софья, патриарх Никон, Наталья Нарышкина.

В XVII в. в России впервые появляется театр. До этого игрались спектакли и сценки в балаганах на ярмарках, но они носили чисто развлекательный характер. При дворе Алексея Михайловича появился придворный театр, где ставились постановки европейских пьес. Царь и глава Посольского приказа А. Матвеев были большими поклонниками театра. По предложению второго была организована труппа актеров под руководством пастора Немецкой слободы. «Театральные храмины» были сооружены в Преображенском, в Кремле. Однако эта труппа позже распалась, но тем не менее начало театральной традиции в России было положено.

Мощный импульс получило и музыкальное искусство. Музыка развивалась в народной среде, а также в церковных хорах, но классическое профессиональное музыкальное искусство зарождается при Алексее Михайловиче. В Россию приглашаются музыканты из Европы; появляется органная музыка. В 1677 г. появился первый нотный печатный станок.

Быт росиян

Несмотря на прогресс в культуре, в народ новые тенденции проникали медленно. Однако все же проникали: зажиточные слои населения восприняли новые черты культуры, где основной идеей стала забота об удобстве человека:

  • на столах появляются приборы, скатерти;
  • для каждого члена семьи обустраиваются отдельные комнаты;
  • стены украшаются светской живописью, иногда даже привезенной из Европы;
  • появляются зеркала, люстры;
  • западные фасоны начинают использоваться в одежде – она становится короче и легче. Некоторые начинают брить лицо, делать прическу (а не стричь голову «под горшок»).

Однако это происходило в более-менее материально обеспеченных слоях населения.

Основная часть народа по-прежнему жили ч избах, где было бычий пузырь вместо стекла в окна. Помещение освещалось при помощи лучины, а трапезы велись вокруг общей миски. Одежду носили традиционного фасона из грубого сукна или домотканного холста; летом надевали лапти, а зимой – валенки.

Народы Поволжья, Приуралья, Северного Кавказа и Сибири находились на более низком уровне развития, пользуясь архаичными орудиями труда и жившим чуть ли не по племенным традициям.