Общие особенности быта в XVI в.
В $XVI$ в. центром жизни каждого человека являлось православное христианство. В соответствии с догмами религии были выстроены все сферы жизни. Христианство как религия милосердия несомненно смягчало средневековые нравы, но существовали и сильные отрицательные черты глубокой религиозности, выражавшиеся в положении отдельных групп населения и в целом женского пола.
Семья в XVI в.
Обычная семья в России $XVI$ в. должна была быть большой. Речь идет не только и не столько о большом количестве детей, сколько о совместном проживании нескольких поколений. Крестьянская семья отличалась коллективным хозяйством и владением имуществом. Совместным было и потребление продуктов труда.
В городах семьи были меньше, в них включались, как правило, $2$ поколения детей и родителей. Знатные семьи вообще были небольшими, т.к., поступая на службу, феодал мог завести свой дом в качестве вотчины и поместный оклад. Поэтому браки были ранними, а семьи феодалов – небольшими.
В соответствии с христианскими представлениями главой семьи был мужчина. Женщина находилась в подчиненном и значительно более низком положении.
Причиной была ее «греховность» согласно христианской традиции. Таким образом, гендерные различия содержали в себе еще и разделение на «добрый» и «злой» пол.
Брак оформлялся через обязательное венчание. Внутренние барьеры для вступления в брак были жесткими, в первую очередь это, социальные различия. Браки совершались в абсолютном большинстве случаев только внутри своей социальной группы.
Развод был весьма затруднен. С $XVI$ в. развод был разрешен только при условии пострижения одного из супругов в монахи.
Повторно можно было вступать в брак не больше $3$-х раз. Но мы знаем, что, например, Иван Грозный был женат гораздо больше раз.
Сочинение «Домострой» трактовало правила поведения в семье и обществе. В нем закреплялось главенство мужа над женой и в семье в целом. Так, женщину можно было бить за проступки и в качестве назидания. Насилие никак не регулировалось, за исключением убийства или доведения до самоубийства.
Распорядок дня
Известно, что у простого народа день начинался очень рано.
Приемов пищи было $2$ в день. Работу прерывали в полдень на обед. После обеда следовал продолжительный отдых и сон. После отдыха вновь принимались работать до ужина.
После ужина ложились спать. День заканчивался также весьма рано.
По церковным праздникам запрещалось работать, но бедноте приходилось это делать.
Быть в семье был весьма замкнут. Но приемы гостей его скрашивали. Обычно в гости ходили по праздникам. Кроме того, в церковные праздники совершались и уличные гуляния, во время которых народ развлекали скоморохи.
Пиры на праздниках были общими, т.н. «братчины».
Пьянство на Руси в это время – расхожий стереотип. Кабаки были под контролем у государства, и свой алкоголь (пиво) можно было варить только в самые крупные праздники.
Знать развлекалась разнообразными играми, а также охотой.
Быт в XVII в.
На культуру и быт в $XVII$ в. сильно повлияли события Смуты и последующих лет. Главной чертой быта стало обмирщение. Кроме того, произошел раскол в мировоззрении и усиление европейского влияния.
Многочисленные восстания «Бунташного» $XVII$ в. – свидетельство ломки не только в социально-экономической и политической сферах, но также и в массовом сознании.
В $XVII$ в. вырос поток мигрантов из Европы, привлеченных обширными землями и богатствами России. Кроме того, в $XVII$ в. Россия вообще была в более выигрышном положении, поскольку Европа страдала от Тридцатилетней войны. Голландцы, немцы и другие переселенцы принесли с собой культурные и бытовые особенности, влиявшие на жителей городов. Село продолжало жить в целом по-старому.
Вырос уровень грамотности среди всего населения по сравнению с $XVI$ в.
Причина была в нехватке кадров, поэтому отдельное развитие получили школы при монастырях, где обучали по печатным книгам. Буквари были столь дешевыми, что каждый бедняк мог позволить себе купить книжку.