Общественный строй - это в совокупности экономическое развитие страны, классовая структура общества, правовое положение классов и социальных групп населения.
На Руси происходит процесс перехода от родоплеменного к территориальному строю. Основой общественного строя стала городская община, которая держалась на территориальных связях. Вместе с ростом городов шло развитие городской округи – так начали появляться города государства.
Для Древней Руси характерно разделение всего населения на сословия – замкнутые социальные группы, имеющие определенные права и обязанности, а также особое положение. В Киевской Руси происходил процесс формирования сословного общества.
Свободное население
Все население можно разделить на две группы: свободные и зависимые.
На верхушке всей социальной структуры находился князь. Он возглавлял административную систему и его основными функциями были:
- военная: князь участвовал в походах (и в этом периоде истории непосредственно в битвах, ведя за собой войско), следил за организацией войска, собирал военные советы и т.д.;
- судебная: князь был главой судебной системы и в случае затруднений разрешал самые спорные вопросы;
- религиозная: князь принимал участие в важнейших религиозные обрядах и мог проводить религиозные реформы (например, Владимир Святославович сначала пытался объединить языческих богов в единый пантеон, а в 988 г. ввел на Руси новую религию - христианство);
- законодательная: князь мог издавать новые законы и менять старые (примером тому является издание Ярославом Мудрым «Русской Правды», одного из первых законодательных сводов на Руси); однако, законодательство создавалось князем с согласия общины;
- административная: она могла выражаться в поддержании общественного порядка и стабильности в общине.
По мере развития древнерусского общества, все яснее проявляется тенденция стремления городов к ограничению княжеской власти. Особенно ярко это видно на примере Новгорода, где князь выполнял, в основном, исполнительские функции. Главной же политической силой был народ – вече и бояре решали важнейшие вопросы.
Ближайшее окружение князя составляла дружина – это люди, служившие князю на основе личных имущественных связей, отличавшиеся хорошей боевой подготовкой. Дружина была, можно сказать, наемным войском: за службу князю они получали материальные блага в виде даров, военных трофеев и пр. При этом большую роль в дружине играли личные отношения, то есть отношения князя и дружины во многом строились на основе дружественных связей.
Дружина делилась на старшую и младшую:
- Старшая дружина была наиболее близка к князю; она принимала участие в княжеских советах, где решались военные и административные вопросы, составляла самую престижную часть древнерусского войска; в старшую дружину входили бояре – самые знатные слои населения, занимавшие должности посадника, тысяцкого, воеводы.
- Младшая дружина составляла основной костяк княжеского войска; она выполняла служебные функции при дворе, ее члены были телохранителями князя; они не могли принимать участие в советах по гражданским делам, но допускались в военные советы; в младшую дружину входили отроки, детские, сыны боярские.
В XI в. происходит слияние старой знати и влиятельных дружинников, что привело к появлению новой социальной группы – боярства. Они участвовали в боярских советах, вече, занимали высшие управленческие должности. Поскольку это была привилегированная часть общества, преступления против нее наказывались строго. А при отсутствии сыновей, бояре могли передать свое наследство дочери, в то время как дочери простых людей не могли вступать в права наследования. Бояре были также освобождены от уплаты налогов.
При этом в Киевской Руси боярство не было закрытым сословием: за заслуги туда мог попасть любой свободный человек.
Отдельным сословием было и духовенство, которое делилось на черное и белое. Белое духовенство было более многочисленным, и в него входили священники, диаконы, дьяки, паламари и пр. Черное духовенство составляли монахи. Они играли довольно значительную роль в развитии культуры, поскольку в древней Руси именно монастыри были центрами образованности. Мы знаем писателей (Нестор, Илларион) и художников (Алимпий), которые работали при монастырях.
Средний слой населения проживал в городах. Горожане обычно занимались торговлей и ремеслом. Они были юридически свободны, имели гражданские права; в их обязанности входило уплата дани в пользу князя и участие в народном ополчении в случае военной необходимости.
Самой низшей группой свободного населения были смерды (крестьяне), составляющие основную часть населения Киевской Руси. Они владели землей, скотом, платили налоги и призывались в войско в случае необходимости. Смерд мог передавать наследство только сыновьям. Несмотря на то, что правовое положение смерда было фактически одинаковым с боярином, наказание за преступление против смерда было намного меньше, чем против боярина.
Зависимое население
Основными видами зависимого населения были рядовичи, закупы и холопы.
Рядовичами назывались те, кто заключил с землевладельцем ряд (договор), по которому последний предоставлял ему землю в обмен на службу. Это была временная зависимость, которая ограничивалась сроком договора.
Закупы – это смерды, взявшие у землевладельца купу (долг). Они находились в зависимости от феодала, пока не отработают этот долг. Они могли иметь и свое хозяйство, двор, скот и т.д., и могли жить на земле своего феодала. В целом, закупы сохраняли свои гражданские права: их нельзя было продать, а за несправедливое отношение они могли подать на хозяина в суд. При этом закупа можно обратить в полную зависимость в случае его бегства либо совершением им воровства.
Холопы – это те, кто находился в полной зависимости от землевладельца, фактически на положении раба. В холопство попадали несколькими способами:
- плен;
- рождение в семье холопов;
- продажа в холопы (некоторые продавали сами себя);
- невыплата долга;
- брак с холопом.
Холоп мог получить свободу в случае своего выкупа. Холоп был фактической собственностью хозяина и не имел никаких прав, однако, в случае совершения правонарушения, он нес ответственность сам за себя.
Общественный строй в Киевской Руси был сословным и к XII в. категории населения более-менее оформились, о чем свидетельствует «Русская правда», изданная Ярославом Мудрым. Население подразделялось на свободных и зависимых, у каждого из которых сложился свой комплекс прав и обязанностей. Со временем социальное расслоение происходило все активнее и сословия все больше начали отдаляться друг от друга.