Создание централизованного российского государства – важнейший этап исторического развития нашей страны. Он связан с преодолением феодальной раздробленности, объединением русских земель под властью Москвы и, как следствие, ликвидацией татаро-монгольского ига. Формирование единого государства создало условия для дальнейшего экономического и политического развития Руси, развития национального государства и российской правовой системы. Роль Руси в европейской и мировой истории возросла.
Предпосылки объединения Руси
Одним из основных социально-экономических факторов объединения было упрочение боярского сословия и расширение феодального землевладения в некоторых землях Северо-Восточной Руси. Основным источником распространения боярских поместий было наделение крестьян княжескими землями. Но в условиях политической рассредоточенности (в начале XIV века в системе владимирского владычества существовало более десяти самостоятельных княжеств) все больше ощущался дефицит пашни, что ограничивало развитие сословия.
Становлению единого государства способствовало также развитие местного землевладения, получившее широкое распространение во второй половине XV века во многом за счет расширения пашни. Дворяне получали землю в качестве условной собственности, т.е. не могли свободно ею распоряжаться. Они поддерживали князя в его политике, надеясь с его помощью укрепить свои позиции и получить новые земли. Быстрый рост численности служилого дворянства стал основой для укрепления военного потенциала великих князей Московских, гарантируя успех их объединительной политики.
Князья, стремившиеся укрепить свои военные силы, оказались зажаты в рамках небольших княжеств. В результате обострились противоречия между князьями, поддерживаемыми их боярскими группами. Это привело к борьбе за расширение владений одного за счет другого. Так постепенно обострилось соперничество между Тверским и Московским княжествами, борьба между которыми во многом предопределила развитие процесса объединения Руси.
Великое княжение Владимира представляло собой готовый институт власти будущего единого государства. Кроме того, князь, владеющий ярлыком на великое княжение, обладал дополнительными экономическими и военными ресурсами, пользовался властью, которая позволяла ему подчинять русские земли.
Православная церковь также была заинтересована в объединении земель. Стремление сохранить и укрепить организацию единой церкви, устранить угрозу ее позициям, как с Запада, так и с Востока (после того, как Орда приняла ислам как государственную религию) – все это заставляло церковь поддерживать объединительную политику князей.
Главной политической предпосылкой объединения раздробленных земель была неотложная задача по освобождению страны от ига Орды. Кроме того, сыграло свою роль и столкновение княжеств Северо-Востока с Великим княжеством Литовским, которое также претендовало на роль объединителя русских земель.
В условиях раздробленности русский народ сохранил общий язык, правовые нормы и, прежде всего, православную веру. В основе формирования общенациональной идентичности лежало православие, которое особенно активно начало проявляться с середины XV века. После падения Константинополя центр Православия попал в руки турок, что вызвало у русских людей чувство духовного одиночества. В этих условиях обострилась жажда единства, стремление подчиниться власти сильнейшего князя, в котором они видели лидера всего государства и защитника веры.
Возвышение Москвы и борьба за престол
В XIV-XV веках происходил процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Важной проблемой в понимании этого процесса является вопрос, почему объединение произошло именно в этом направлении. Очевидно, что Московское княжество изначально не было главным претендентом на роль объединителя русских земель. Дело том, что возвышение Москвы было вызвано целым комплексом экономических, социальных, политических предпосылок, а также значительным влиянием субъективного фактора в виде политики московских князей.
После установления ига Золотой Орды, утвердившейся на Руси после нашествия татаро-монгол в 1237–1242 годах, центр бывшего Русского государства стал перемещаться. К XIV веку Северо-Восточная Русь стала центром политической жизни России. Он был защищен как от ордынской угрозы с юга и юго-востока, так и от угрозы с северо-запада – со стороны Литвы и Ливонского ордена. Жители периферийных территорий массово перебирались в более безопасные районы. Здесь, на северо-востоке, Москва была не единственным претендентом на роль лидера. Не менее выгодное географическое положение, например, занимало Тверское княжество. Но в Москве географический фактор был усилен другими факторами. Прежде всего, политикой московских князей – дальновидной и решительной.
Основателем московской княжеской династии был младший сын Александра Невского – Даниил Александрович (1276-1303 гг.). При нем территория Московского княжества стала увеличиваться:
- в 1301 году в него вошла Коломна, захваченная князем Рязанским;
- в 1303 году Можайск был присоединен к Москве.
Таким образом, территория Московского княжества за три года увеличилась вдвое и стала одной из крупнейших на северо-востоке Руси.
Борьба тверских и московских князей за престол завершилась победой Москвы. Иван Данилович (1325-1340 гг.), разгромив Тверское восстание, получил ярлык на великое княжение. Своей дальновидной политикой Иван Данилович сумел добиться тесного союза великокняжеской власти и церкви. Митрополит Петр долгое время жил в Москве, как и его преемник митрополит Феогност.
Другим претендентом на престол был Новгород. Но было несколько причин, по которым Новгород не смог стать центром объединения Руси:
- Новгородская земля не была густонаселенной. Количество жителей самого города в XIV-XV веках не превышало 30 000 человек. У Новгорода не было достаточного человеческого потенциала для борьбы за господство.
- Другой серьезной проблемой, с которой столкнулся Новгород, была его зависимость от продовольствия южных княжеств. Хлеб шел в Новгород через Торжок, поэтому, как только князь Владимир захватил этот город, новгородцы были вынуждены удовлетворить его требования. Таким образом, Новгород постепенно становился все более зависимым от соседних земель – сначала от Владимира, затем от Твери и, наконец, от Москвы.
Таким образом, Москва стала идейным и религиозным центром России. Иван Калита сделал большой шаг к утверждению доминирующей роли Москвы.