Блокада Ленинграда — это военная блокада города немецкими войсками и войсками их союзников в годы Великой Отечественной войны.
Начало блокады
Наиболее трагичный период в истории Ленинграда во время Великой Отечественной войны длился 8 сентября 1941 – 27 января 1944. В Ленинградской битве советские войска сдерживали противника на подступах к Ленинграду. 20 августа 1941 немецкие войска заняли город Чудово, перерезав этим железную дорогу Москва – Ленинград. 21 августа противник на юге вышел к Красногвардейскому укрепрайону, а финские войска в тот же день захватили город Кексгольм на западном берегу Ладожского озера. 22 августа развернулись бои на ораниенбаумском направлении. Немецким войскам не удалось ворваться в Ленинград, но фронт подошёл к городу вплотную в юго-западной части. 30 августа с прорывом на станции Мга была перерезана последняя железная дорога, соединявшая Ленинград с остальной страной. 8 сентября 1941 противник взял Шлиссельбург, прекратив сообщение с Ленинградом по суше. Началась блокада, во время которой сообщение города со страной поддерживалось по воздуху и по Ладожскому озеру. В конце сентября фронт стабилизировался на южных подступах к Ленинграду на рубежах:
- Лигово;
- Финский залив;
- подступы к Колпино;
- южные склоны Пулковских высот;
- берег Невы от Ивановского до Шлиссельбурга.
На юго-западе фронт находился в районе Дачного. Передний край советской обороны проходил по территории Красносельского района, Московского района, Кировского района. На северо-востоке и северо-западе линия фронта стабилизировалась на линии старой советско-финской границы.
В блокированном городе, хотя эвакуация и продолжилась, осталось 2 млн. 887 тысяч мирных жителей, включая 400 тысяч детей. Запасы топлива и продовольствия были ограничены (на 2 месяца). С 4 сентября противник начал обстрелы Ленинграда, с 8 сентября — налёты авиации. Прибывшая в конце августа комиссия ЦК ВКП(б) и ГКО рассмотрела вопросы укрепления обороны города, эвакуации населения и предприятий, снабжения.
Жизнь города во время блокады
В конце сентября 1941 ГКО разрешил Военному совету Ленинградского фронта определять характер и объём производства видов оборонной продукции. Горком занимался размещением заказов, контролировал выполнение, непосредственно руководил работой промышленности. Тяжёлый труд ленинградцев и организация работы позволили наладить выпуск оборонной продукции. Во второй половине 1941 года заводы Ленинграда изготовили 713 танков, 318 самолётов, 480 бронемашин, 52 бронеплощадки и 6 бронепоездов и свыше 3 тысяч артиллерийских орудий, около 10 тысяч миномётов, более 3 млн. снарядов и мин, достроили 84 корабля разных классов и переоборудовали 186.
По «Дороге жизни» по Ладожскому озеру осуществлялась эвакуация населения и оборудования, доставка продовольствия, топлива, вооружения, боеприпасов и пополнений для войск. Нарушение сообщения со страной, прекращение подвоза сырья, топлива и продовольствия отразились на жизни Ленинграда. В декабре 1941 года город получил почти в 7 раз меньше электроэнергии, чем в июле. Перестали работать заводы, прекратилось движение трамваев и троллейбусов, приостановилась подача электроэнергии в дома. В январе 1942 года из-за морозов из строя вышли центральное отопление, канализационная и водопроводная сети. За водой жители ходили на Неву, другие реки или каналы. В жилых домах устанавливались временные печки. Организовывался разбор деревянных зданий на топливо.
Осенью 1941 года в Ленинграде начался голод. В декабре от него умерло 53 тысячи человек. В январе-феврале 1942 года погибло около 200 тысяч ленинградцев. Органы советской власти принимали меры, чтобы облегчить условия жизни. Наиболее ослабленные направлялись в больницы, для больных дистрофией создавались стационары, в домах ставились кипятильники, детей помещали в детские дома. Комсомольские организации формировали комсомольско-молодёжные отряды, оказывавшие помощь больным, истощённым и обессилевшим от голода.
Зимой 1941—42 были законсервированы 270 фабрик и заводов. Из 68 предприятий оборонной, машиностроительной и судостроительной промышленности в январе 1942 года не в полную мощность действовали лишь 18. Шёл ремонт вооружения. В январе — марте изготовили около 58 тысяч снарядов и мин, свыше 82 тысяч взрывателей, свыше 160 тысяч ручных гранат.
Ленинградцы преодолевали последствия зимы. К началу апреля 1942 года они выполнили работу по санитарной очистке. Весной 1942 года на Ладожском озере началась навигация. Водные перевозки были основным способом преодоления последствий зимы и возрождения хозяйства. В июне в строй вступил Ладожский трубопровод, проложенный на дне Ладожского озера для подачи горючего, через 2 месяца город по подводному кабелю получил энергию от Волховской ГЭС.
Военный совет Ленинградского фронта Постановлением от 5 июля 1942 «О необходимых мероприятиях по городу Ленинграду» наметил пути развития промышленности и городского хозяйства. Рабочие с законсервированных заводов легкой и местной промышленности направлялись в военную промышленность, так же как и работники коммунального хозяйства, служащие управленческого аппарата, незанятое в производстве население. Почти три четверти рабочих составляли женщины. К концу 1942 года работа промышленных предприятий активизировалась. С осени выпускались танки, орудия, пулемёты, миномёты, автоматы, снаряды, мины. В декабре подключались к электросети жилые дома.
Снятие блокады и ее результаты
Блокада Ленинграда была прорвана в январе 1943. Вдоль южного побережья Ладожского озера через Шлиссельбург была построена железная «Дорога победы». Восстановление железнодорожного сообщения со страной, улучшение снабжения топливом, электроэнергией и продовольствием позволили широко развернуть работу промышленности города. Летом 1943 года в Ленинграде действовали 212 предприятий, выпускавших более 400 видов оборонной продукции. В конце 1943 года в Ленинграде оставалось 620 тысяч человек, из которых работали 80%. Почти все здания получали электроэнергию, были обеспечены канализацией и водопроводом.
Блокада с Ленинграда полностью была снята в январе-феврале 1944 года в результате Красносельско-Ропшинской операции. В честь снятия блокады в Ленинграде был произведён салют.
Во время блокады враг причинил городу огромный ущерб. Из строя были выведены 840 строений промышленных предприятий, повреждено 5 млн. м кв. жилой площади, 500 школ, 170 учреждений медицины. В результате разрушений в Ленинграде осталось 25% довоенного промышленного оборудования. Огромный ущерб понесли ценнейшие памятники истории и культуры — Эрмитаж, Русский музей, Инженерный замок, дворцовые ансамбли пригородов.
За время блокады по официальным данным в Ленинграде умерло от голода 641 тысяча жителей, от бомбёжек и обстрелов погибло около 17 тысяч человек.