Христианство в Римской империи
Христиане вели свою проповедь во всех больших городах империи, включая Рим, так что к концу II в. в империи сложился ряд многочисленных христианских общин. Поскольку христиане подозревались в нелояльности к правителям, они очень часто подвергались жестоким гонениям, во время которых укрывались в городских катакомбах. Будучи обнаруженными, они, как правило, предпочитали мученическую смерть отречению от веры — такая участь постигла и самого Христа, и его апостолов.
Благая Весть христианства — вера в Иисуса Христа, воплощенного сына Бога, который страдал и умер на кресте ради спасения человечества и вскоре воскрес из мертвых.
Главными положениями раннехристианского учения определялась специфика культовых действий и ритуалов первых христиан, а также организационная структура ранних общин.
Специфика культовых действий и ритуалов первых христиан
Первые христианские общины отказались от пышных ритуалов, шествий , представлений и жертвоприношений, предпочитая уединенных собрания в тихих, укромных местах. Часто они использовали подземные сооружения, катакомбы; как правило, собирались вечерами после трудовых будней или рано утром, когда было еще малолюдно, спокойно и тихо. На подобных собраниях слушались отрывки священных текстов, в первую очередь, из Евангелий, проповеди какого-нибудь вдохновенного проповедника, наделенного божественной благодатью (харизмой), тихо распевались псалмы (гимны), совершалась скромная трапеза – ужин. Как правило, на такой трапезе вкушали хлеб и вино, и мере того, как формировалась евангельская традиция, трапеза-ужин превратилась в символ единения верующих с Христом посредством «причащения» к частичке его тела (хлебу) и крови (красному вину). Члены общины обращались друг к другу: «братья» и «сестры".
Состав первых христианских общин
Основная масса первых христиан – это бедные и обездоленные люди, страждущие утешения. Но в середине II в. отмечался массовый приток в христианские общины новых адептов, среди которых росло количество состоятельных людей, испытавших разочарование в существующем мире, в традиционной религии, обладавшей внешним блеском, но ничего не дававшей душе. Люди искали утешение и успокоение в высокой нравственности христианского вероучения, в духовном общении со своими новыми братьями и сестрами, в надежде на вечную жизнь в Царстве Божьем.
Приток верующих повлек не только численное увеличение уже существовавших общин, но и возникновение новых общин в разных городах Римской империи. Верующие, особенно новые адепты, отказывались от части своего имущества в пользу общины, нередко передавали в пользу общины все наследство или его долю. Постепенно накапливалось имущество общин.
Внуренняя организация общин
Со временем усложнялась и внутренняя организация общины. Это уже не саморегулирующиеся собрания, слушавшие бродячих проповедников, теперь здесь установлен определенный порядок, появляются избираемые общиной постоянные пресвитеры (руководители), за растущее имущество отвечало постоянное должностное лицо — епископ. С возрастанием численности общины, накоплением имущества, усложнением культа возросла и роль епископа.
Между общинами стали устанавливаться регулярные связи, происходил обмен посланиями, письмами, в которых обсуждались вопросы, затрагивавшие вероучение, особенности культа, совместные мероприятия. В числе многих общин стали выделяться наиболее авторитетные и многочисленные, рассматриваемые окружающими общинами в качестве своего рода лидеров:
- Самой авторитетной была Иерусалимская община - первая христианская община, основателем которой считался Иисус.
- К числу наиболее авторитетных относилась община в Антиохии, которая была основана апостолом Павлом.
- В конце I в. - середине II в важную роль играли христианские общины Рима, Александрии, Карфагена.