Провинция — это административно-территориальная единица римских владений вне Апеннинского полуострова.
Право римского гражданства и неграждане Рима
Во время создания Римской державы сформировалась практика провинциального администрирования, были заложены основы политико-правовых и культурно-бытовых взаимоотношений римлян и перегринов.
Перегрины – это жители римских провинций, не являвшиеся гражданами.
Юридически эти отношения регулировало «право народов».
Jus gentium – это существовавшее в рамках римского правового пространства международное право, которое действовало с III века до н. э. до опубликования эдикта Каракаллы в 212 году н. э.
Римлянином с правовой точки зрения считался человек, который обладал полными правами римского гражданства, в отличие от лиц, пользовавшихся, например, латинским гражданством. Впрочем, между двумя этими статусами разница была несущественной, эти гражданства довольно легко переходили из одного в другое, а колонисты фактически обладали двойным гражданством. Latini coloniarii легко могли получить римское гражданство, для чего существовали разнообразные пути. Наконец, в результате Союзнической войны (91–88 годы до н. э.) все жившие в Италии латины и все италики получили права римского гражданства.
Большая часть населения провинций не имела гражданства. Эти «чужаки» поначалу были бесправны и находились вне римской правовой системы. Однако со временем они были признаны правоспособными в рамках международного права. В 247 году до н.э. в Риме появилась должность особого претора, который разбирал споры между иностранцами.
Общины перегринов получали разные правовые статусы. Среди них были формально независимые общины:
- союзные царства, с которыми сенат заключил договоры;
- греческие полисы;
- варварские племена;
- пользовавшиеся самоуправлением подчиненные общины.
Эти привилегированные общины обладали налоговым иммунитетом. Другое дело общины, которым пришлось сдаться после оказания вооруженного сопротивления. Они непосредственно подчинялись римскому наместнику и выплачивали ежегодный налог.
Провинции, общины и отдельные лица могли приобрести гражданские права. Провинциал имел три пути к гражданству Рима:
- должность магистрата или декуриона (член местного сената) в муниципии. Декурионам, назначаемым из представителей провинциальных элит пожизненно, даровалось римское гражданство. Когда все декурионы становились гражданами Рима, община удостаивалась всей полноты латинского гражданства;
- манумиссия – освобождение раба (при условии, что хозяин раба являлся римским гражданином);
- служба во вспомогательных военных частях в течение 25 лет.
Создание провинций
После решения сената об организации провинции формировалась сенатская комиссия, выезжавшая на место и вырабатывавшая принципы устройства провинции. Сенат на их основе принимал leges provinciae.
Leges provinciae – это специальные законы, определявшие границы образованной провинции, размер ager publicus, налоговую квоту.
С правовой точки зрения провинции были «поместьями римского народа». Треть провинциального земельного фонда подлежала конфискации со сдачей в аренду римским гражданам. Остальные земли оставались в пользовании местного населения, но римские власти могли их отнять в любое время. Италийские города после 168 года до н.э. освобождались от прямого налога, а провинциалы выплачивали налоги в казну. Прямой налог составлял около одной десятой доходов.
Управление провинциями
В период Поздней республики принципы управления римской общиной переносились на провинциальное управление. Поэтому особые полномочия наместником никак не оговаривались. Римляне в провинциях внедряли различные формы контроля: на Сицилии, Сардинии и в провинциях Испании было введено прямое управление. Римляне сохранили здесь почти без изменений доставшееся от карфагенян провинциальное устройство. Остальные территории пользовались правами относительной автономии. С конца II века до н.э. контроль Рима за делами в провинциях ужесточается. Но в целом для провинциального управления характерен минимум администрирования.
Исключительную роль в управлении провинцией имел наместник. Юридически он был промагистратом, но фактически в провинции находился на положении действующего магистрата. Наместники были подотчетны только Сенату. В их руках сосредотачивалась полнота гражданской и военной власти. Фактически наместник был хозяином провинции.
Главной функцией наместника было осуществление судопроизводства в соответствии с нормами jus gentium во время выездных сессий, когда в сопровождении свиты наместник объезжал провинцию по центрам судебных округов. Наместники были связаны с провинциальными элитами узами гостеприимства, причем иногда наместники не стыдились заискивать перед провинциалами.
В провинциях функционировали две правовые системы: римская и местная. Местная включала права местных общин, пользовавшихся автономией, но не было никаких гарантий их соблюдения представителями Рима, даже если конкретные нормы были санкционированы сенатом. Занимая должность, наместник излагал в особом эдикте тех принципы, которыми он намеревался руководствоваться в административной и судебной деятельности. Обычно это был полностью формальный акт.
На практике повсеместной реальностью в провинциях стали безграничный произвол наместников и полное бесправие самих провинциалов. Нередко наместниками становились авантюристы или любители наживы. Наместничество в провинции расценивалось, как способ поправить финансовые дела. Откупщики из числа всадников беззастенчиво грабили провинциалов.
Для провинциалов был единственный способ добиться справедливости: они имели право воспользоваться законом «о злоупотреблениях» и при посредничестве патрона в Риме начать судебное преследование бывшего наместника по обвинению в коррупции. Одним из громких процессов стало «дело Верреса» (70 год до н. э.). Бывший пропретор Сицилии Веррес, обвинявшийся в вымогательствах и хищениях, был осужден на изгнание и возмещение ущерба в размере 3 млн. сестерциев.
Таким образом, практика управления провинциями была вне римского правового пространства. Управление не регулировалось правовыми нормами, что создавало условия для злоупотреблений, произвола властей и беззакония.