Свод законов (Кодекс) Юстиниан представляет собой свод римских законов, собранных, отсортированных и обновленных по приказу византийского императора Юстиниана I в первой половине века VI н.э.
Характеристика кодекса
Этот сборник, написанный на латыни, включал 4700 статей, разделенных на двенадцать книг, и охватывал все аспекты римского законодательства. Имперские конституции перечислены под каждым заголовком в хронологическом порядке. Самая старая из них датируется императором Адрианом (117–138), самые последние – 534 годом.
Содержание Кодекса:
- книга I - церковное право,
- книга II – судебная процедура,
- книги III-VIII – частное право,
- книга IX - уголовное право,
- книга X – налоговое право,
- книги XI и XII – административное право.
Кодекс устанавливал, что отныне только император был источником закона, а магистраты лишь применяли этот закон.
Текст Кодекса был переведен на греческий язык около 900 г. по приказу византийского императора Леона Мудрого, для то, чтобы его было легче применять в империи, официальным языком которой является греческий. Затем Леон принял титул базилика (базилевс – титул византийского императора). В Кодексе Юстиниана можно увидеть появление предпосылок формирования «прав человека» (так называемого естественного права). По этому праву:
- слабые были защищены,
- освобожденные рабы немедленно становились гражданами,
- все граждане равны, независимо от происхождения и продолжительности их гражданства.
В семейном праве Юстиниан снизил отцовскую власть, запретив nox datio, позволявшую отцу семейства передать своего ребенка в качестве компенсации за причиненный им ущерб. Имущество детей не являлось собственностью отца, которому принадлежал только узуфрукт (вещное право пользования чужим имуществом).
Юстиниан также снижает супружескую власть, санкционируя развод без уважительной причины и повторные браки. Он смягчает наказание за прелюбодеяние женщин и признает за бедными женщинами, вышедшими замуж без приданого, право наследования имущества их мужей, при этом, женщины, вступающие в брак с приданым, сохраняют за собой право собственности на него.
Что касается наследства, наследники имели право инвентаризации, ограничивая свой вклад в обязательства по наследству суммой активов (это правило до сих пор встречается во французском наследственном праве). Наследники могли добровольно принимать наследство или отказаться от него. Дети, рожденные вне брака, имели право на часть наследства своих родителей.
В уголовном праве Юстиниан снижает степень тяжести нанесения увечий, таким образом запрещая обрезание обеих рук и обеих ног для преступников и запрещая нанесение увечий ворам.
Причины разработки нового свода законов и его значение
Юстиниана считают величайшим императором в истории Византийской империи или последним великим римским императором до того, как Восточная Римская империя начала отделилась от Римской империи, прямым преемником которой он являлся. Юстиниан I последний император, который стремится восстановить единство и универсальность Римской империи. В V веке немцы захватили римские территории Западной Европы и Северной Африки. Военными завоеваниями Юстиниану удалось вернуть:
- большую часть Италии,
- часть Северной Африки,
- юг Испании.
Чтобы объединить свою империю, он хотел дать ей полноценный свод законов. Поклонник римлян, Юстиниан хотел обновить существующее римское право и адаптировать его к новой политической и религиозной ситуации. Его стремление воссоздать универсальную Римскую империю сливалось с его стремлением к единой и универсальной христианской вере. Христианство стало официальной религией империи, но было множество ересей, которые разделяли христиан, и император объявил им бой, потому что они угрожали единство империи.
Кодекс Юстиниана был составлен комиссией имперских чиновников и профессоров юридических школ под председательством юриста Трибониена. Для работы комиссия использовала существующие кодексы, которые уже пытались использовать в римском праве, восходящем к Закону Двенадцати таблиц середины V века до н.э.
Юристы исключали тексты, которые казались им беспредметными, и вносили необходимые изменения в тексты, которые они решили использовать в новом кодексе. Несмотря на их усилия, между разными статьями есть повторы или противоречия. В основе Кодекса Юстиниана лежали такие работы как:
- Дайджест (сборник цитат правоведов Римской республики и Римской империи),
- Кодекс Григориана,
- Кодекс Гермогена,
- Кодекс Феодосия.
Кодекс стал собранием имперских конституций (законодательных актов), опубликованных со времен Адриана. По сути, это всего лишь обновление Кодекса Феодосия 438 года.
Первое издание вышло в 529 году. Второе издание появилось в 534 году, оно было дополнено 200 новыми законами Юстиниана и 50 решениями по спорным вопросам.
После того, как Кодекс был отредактирован, Юстиниан отменил все старые законы и запретил любое изменение текста Кодекса. В отличие от римских времен, магистраты больше не предлагали законы, а только применяли их.
Кодекс Юстиниана использовался по-разному. В Византийской империи, где использовался греческий язык, Кодекс, написанный на латыни, столкнулся с трудностями при применении юристами. Кроме того, он противостоял многим местным обычаям.
В Западной Европе юристы не использовали его и применяли кодекс Феодосия (один из источников кодекса Юстиниана). Только Институты, собрание цитат на латыни, были введены в Италии. В Галлии и Испании было использование Бревиария Алариха (Аларих был вестготским королем), который является кратким изложением Феодосийского кодекса.
Кодекс Юстиниана был заново открыт в XII веке благодаря Болонскому университету в Италии. С XII века Кодекс Юстиниана стал применяться в Западной Европе, он стал источником преподавания римского права, которое легло в основу гражданского права многих европейских стран.